6. Старообрядческие центры и согласия

Ключевые понятия:

Беглопоповцы, беспоповцы, догмат, обряд, скит, часовенные

Первые годы после соборов 1666–1667 гг., законодательно закрепивших преследование старообрядцев и особенно указы, вышедшие  после разгрома Соловецкого монастыря и неудачной попытки реставрации "старой веры" 1682 г. (так называемая хованщина), приведут к массовому оттоку старообрядческого населения из находящихся под контролем властей городов на окраины государства и за его пределы – Поморье, Керженец, Дон, Сибирь, Польшу. С этого периода и начинают складываться старообрядческие центры, с разными теоретическими обоснованиями основных положений староверия.

Одним из первых, наиболее авторитетных идеологических центров стал Пустозерск, в который после соборов 1666–1667 гг. были сосланы признанные лидеры оппозиции: протопоп Аввакум, инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Федор (сожжены 14 апреля 1682 г.).

В основном старообрядческие согласия начинают складываться на рубеже XVII–XVIII веков. Одним из основных спорных вопросов в старообрядческих обществах станет отношение к реформированной "никонианской" церкви и, следовательно, отношение к переходящим в старообрядчество священникам. Процесс дробления разрозненных, в силу исторических обстоятельств, старообрядческих общин, не был столь однозначен, тем не менее в указанный период общины начинают разделяться на поповские и беспоповские. Одним из наиболее крупных центров беглопоповищины становится Стародубье. Старообрядческие поселения начинают возникать в этом районе с 1669 г. Основателем первого поселения исследователи считают московского священника Кузьму. К 1670 г. здесь застраиваются несколько слобод и посадов, основанных выходцами из центральных губерний. После выхода

"12 статей" царевны Софьи и приказа применять их к местным староверам часть населения уйдет за рубеж и образует новый старообрядческий центр – Ветка, находившийся во владении пана Халецкого. К началу XVIII века Ветка становится одним из ведущих центров беглопоповской организации. Усилению авторитета Ветки способствовали основание церкви и организация регулярных богослужений священно-иноком Феодосием в 1695 г.; несколько позже – частичный разгром другого известнейшего центра – Керженца, предпринятый  по поручению Петра I и инициативе нижегородского архиепископа Питирима. Первый разгром Ветки – "выгонка" – состоялся в 1735 г. Следующий –

в 1764 г. После последней "выгонки" значительная часть старообрядцев была насильственно переселена в Восточную и Западную Сибирь, образовав там компактные старообрядческие поселения ("поляки" и "семейские"). Вследствие ряда законодательных актов Екатерины II, которые значительно упростили процедуру возвращения на родину ушедших за рубеж старообрядцев, был основан другой старообрядческий центр – Иргиз. До своего разгрома в 1830-х г. Иргиз играл роль основного религиозного центра в беглопоповщине. Прежде всего его влияние связывалось с рассылкой священников, нужда в которых в беглопоповских общинах страны была значительной. На Иргизе канонически обосновали и правила приема священников, переходящих из официальной церкви – вторым, через миропомазание, чином. При Николае I, в 1832 г., у иргизских староверов были отобраны права, дарованные им Екатериной II, в том числе право иметь легальных священников. Именно на Иргизе впервые появляется мысль об учреждении архиерейской кафедры за границей, успешно реализованная в 1846 г.

Одним из центров поповского направления староверия являлся и упомянутый выше Керженец (бывший Семеновский уезд Нижегородской губернии). К концу XVII столетия на Керженце сложилась значительнейшая скитская организация (не менее 100 скитов). К моменту разгрома, в 1720-х гг., на Керженце проживало около 150 тысяч старообрядцев. Основную массу Керженских скитов составляли софонтиевцы, получившие название по имени основателя согласия, священноинока Софонтия. Как раз софонтиевцы в основной своей массе после разгрома Керженца и устремляются на восток страны – Урал и Сибирь, став там одним из многочисленных старообрядческих согласий. На востоке страны за ними утвердится название часовенных, поскольку основная служба совершалась в часовнях. Оттоку старообрядческого населения на восток страны в значительной степени способствовали льготы на заводах Демидова, полученные в 1702 г. В 1840-х г. часть согласия отказывается от приема беглых священников и переходит к беспоповской практике. Отсюда другое название согласия – "стариковщина" (пренебрежительное – "кержаки", распространившееся на все категории старообрядческого населения Сибири). Для часовенных, как для переходного согласия, характерна и догматическая неоднородность. Например, в их общинах можно встретить сторонников как духовного, так и чувственного пришествия антихриста. Последнее в свою очередь определяет обрядово-догматические и бытовые особенности того или иного согласия.

1raz9elite2

Среди керженских беспоповцев исследователи выделяют и основателя "нетовского", или спасовского согласия – Кузьму Андреева, решительнее всего, как утверждалось в исторической литературе, отрицавшего традиционные православные догматы и обряды: "нет в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати", "спасение можно получить только уповая на Исуса Христа (Спаса)" и т.д. Другие особенности не выходят из обычной беспоповской практики.

Первым, наиболее крупным беспоповским старообрядческим согласием, становится согласие поморское с основанным в октябре 1694 г. центром – Выговской
пустынью (р. Выг, в прошлом Повенецкий уезд Олонецкой губернии, Поморье). Основатели монастыря – Даниил Викулин, Петр Прокопьев, братья  Андрей и Семен Денисовы. В целом Выгореция держалась постановлений новгородских соборов 1692 и 1694 гг., на которых были сформулированы основные положения данного направления староверия: воцарение антихриста, прекращение "истинного" священства, вследствие чего необходимые таинства могут выполнять и миряне. Оговаривался вопрос и о безбрачии, со временем измененный. Под жестким нажимом властей меняется и радикальное отношение к государственной власти. После принятия моления за императора в поморском согласии происходит очередное разделение:

в 1738 г. выделяются не признавшие этой уступки филипповцы – по имени основателя согласия инока Филиппа, объявившие себя защитниками ранних традиций Выга. Кроме этого, филипповцы не признавали крест с надписанием, так называемые титлы Пилата (Исус Назарей Царь Иудейский), более строго, чем близкие к ним федосеевцы,соблюдали безбрачие.

Федосеевское согласие выделяется в 1706 г. в связи со спорами на Выге о браке (основатель Феодосий Васильев); отличало согласие признание духовного пришествия антихриста с рядом вытекающих отсюда последствий.

В 1762 г. из филипповцев  выделяется согласие бегунов, или странников. Основателем согласия большинство исследователей считают беглого солдата Евфимия. Для данного течения характерно полное отрицание мира и мирской власти: "Апокалиптический зверь есть царская власть, икона его – власть гражданская, дело его – власть духовная". В согласии не признавались любые формы компромисса с властью (принятие документов, денег, присяги и т.д.), особенно – записи в раскол, поскольку сама формулировка означала однозначное отступление от  "истинной" веры. Отсюда самоназвание – "истинные христиане странствующие". Со временем подобный  радикализм поддерживается только частью согласия, другая, живущая в миру и поддерживающая "странствующих" часть, получит название "странноприимцев".

К концу XVIII столетия  ведущее положение в старообрядчестве начинает играть Москва. В 1771 г. столичными беглопоповцами будет основано Рогожское кладбище, впоследствии ставшее центром белокриницкого
("австрийского") согласия. В том же году федосеевцам  власти разрешат выстроить Преображенское кладбище. Значение духовно-административных центров сохраняется за ними и по сегодняшний день.

На рубеже XVII–XVIII веков крупным территориальным старообрядческим центром становится Сибирь.