Вторая группа

Вторая группа проблем лежит в области государственно-правовых и церковных отношений. Это показывает всю глубину и сложность конфликта второй половины XVII века, выходящего далеко за рамки обрядово-догматических споров.

Среди общих тем, позволяющих связать русский раскол с общеисторическими процессами,  назовем:

– проблему специфичности русской истории (кто мы: Европа или Азия?);

– конфликт между традициями земского строя и абсолютистским государством в первые десятилетия раскола; между демократическими и этатисткими тенденциями в последующем;

– расколотость национальной культуры.

Приведем несколько точек зрения наиболее полно, на наш взгляд, раскрывающих суть старообрядческого движения на сегодняшний день. Одна из них сформулирована в учебном пособии по религиоведению под редакцией И.К. Яблокова (Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. И.К. Яблокова. – М., 1998). Старообрядчеству дается определение как совокупности религиозных организаций, возникших в результате раскола в русском православии, отказавшихся признать церковную реформу во второй половине XVII столетия. Суть реформ, по мнению авторов пособия, сводилась прежде всего, к исправлению богослужебных книг и изменению обрядов. В основе внутреннего конфликта лежали общественные противоречия, получившие религиозное выражение в силу исторических условий. Авторы считают старообрядчество своеобразной «эсхатологической разновидностью» русского православия, с такими характерными чертами, как отрицание «мира», убежденностью в близком «конце света», аскетизмом, приверженностью к старым обрядам, образу жизни. Значительные успехи в понимании сути старообрядческого движения сделаны в последние годы в ряде публикаций сотрудника Института востоковедения РАН С.Б. Филатова. С.Б. Филатов считает старообрядчество движением нескольких самостоятельных религиозных групп русского православного населения, тем не менее осознающих общность исторической судьбы, идейную и социальную близость.

Свое понимание в определение движения вносит современный старообрядческий автор М.О. Шахов. По мнению этого исследователя, старообрядчество, или староверие (поскольку первое название сужает верность старой вере до привязанности старому обряду) – общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой патриархом Никоном, и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней русской православной церкви.

Таким образом, старообрядчество (староверие) можно определить как религиозно-общественное движение, выделившееся в процессе реформ русской церкви во второй половине XVII века и получившее развитие в последующие периоды отечественной истории.

В целом для исследователей старообрядчество связано с тем направлением в русской культуре, которое однозначно ориентировано на  национальные традиции, в отличие от стремящихся к европеизации лидеров официальной православной церкви. Для идеологов официальной православной церкви характерен определенный идейный плюрализм. По мнению Н.С. Гурьяновой, на рубеже XVII–XVIII веков наряду с «западниками» в официальной церкви сложилась другая, достаточно сильная группировка – «грекофилы» (последних отличали цивилизационные устремления: запад–восток). Старообрядчество противостояло обоим течениям ввиду принципиального неприятия «никоновских» церковных реформ, а затем и петровских «новин». Следовательно, старообрядчество, в силу принципиальной установки на «старину», противостояло официальному направлению развития русской культуры, получившего толчок в ходе церковных реформ патриарха Никона. Добавим, что старообрядчество как движение возникает на стыке культур: «высокой» и народной, «низовой». Острое осознание своей самобытности, стремление сохранить ее характерно и для всех последующих этапов истории староверия.


Все вышесказанное позволяет говорить о глубине и сложности  тех  процессов в русском обществе, которые  наблюдались в нем как на пути перехода от сословно-представительной монархии к абсолютистской империи, так и на всем протяжении российской истории.

Добавить комментарий