Ключевые понятия

Идеология, историография, раскол, самосожжение, согласие, староверие, старообрядчество, толк, традиционализм.

Целью данной работы является расширение кругозора студентов по одной из недостаточно изученных проблем отечественной истории – раскола русской церкви второй половины XVII столетия и оппозиционного официальной церкви религиозно-общественного движения – старообрядчества.

Необходимость подобного рода учебного пособия связана прежде всего с труднодоступностью литературы по данной теме, введением в оборот малодоступных источников с целью получения нового знания ("новых смыслов"), а также, необходимостью изучения событий, связанных с историей русской церкви, и попытки осознания механизма редукции различных факторов – экономических, политических, культурных – в поступки отдельных лиц или социальных групп, представлявших староверие.

В работу включен анализ основных, наиболее значимых в истории старообрядчества событий, включая соборные постановления 1666–1667 гг., образование старообрядческих центров и согласий, вопросы эсхатологии и правового положения. Особо следует выделить историографический обзор, позволяющий представить основные концепции

в изучении русского раскола; историю староверия в начале XX века. Для более углубленного изучения темы предполагается самостоятельная работа над рефератами, участие в вузовских и городских студенческих конференциях, а также работа с источниками, публикуемыми

в приложениях в конце данного пособия. В основу пособия положен проблемно-хронологический принцип. Работа носит обзорный характер, поскольку хронологические рамки охватывают обширный период с конца XVII до начала XX века.

Несмотря на значительные успехи как дореволюционной (церковной и светской), так и советской исовременной историографии, многие вопросы, связанные с церковным расколом, остаются открытыми. Фактически не рассмотрено влияние старообрядческой мысли на идеологию русских мыслителей, славянофилов и "почвенников" середины и конца XIX века, думских "прогрессистов" начала XX века. Небезынтересно будет отметить и интерес к старообрядчеству, его идеологии современных политических деятелей – от В.В. Жириновского до лидера евразийства А.Г. Дугина. Надо сказать, что стремление использовать одних из первых русских "диссидентов" – староверов в политической борьбе, исследователи отмечают еще у вождя польской эмиграции князя А. Чарторыйского, русских революционеров-эмигрантов А. Герцена, Н. Огарева и В. Кельсиева (оценка этих усилий – отдельная тема). не прослежено значение старообрядческого торгового капитала на экономику России, а старообрядческой литературы – на всю русскую литературу на рубеже XIX–XX веков, хотя в различных исследованиях общим местом является факт значительного влияния старообрядческого капитала в дореволюционной экономике страны. Финансовые возможности общин во многом определялись влиянием старообрядческой буржуазии, купечества, но нужно иметь в виду, что социальной опорой староверия было крестьянство, отчасти казачество. Именно крестьянская среда выдвигала  писателей, начетчиков, полемистов, являлась основным хранителем старообрядческой книжности и традиционной культуры.

Отметим и такие "открытые" для исследователей темы, как история и идеология старообрядческих согласий, история старообрядчества отдельных регионов, его роль в их освоении. Это касается и Сибири, где старообрядческое движение изначально получило значительное распространение.

Попытаемся выделить те проблемы, которые, по нашему мнению, наиболее актуальны в связи с заявленной темой.