Воспитание духовности

(по методике А. Лопатиной и М. Скребцовой)

Данные исследователи предлагают подборку материалов этико-психологической направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей общеобразовательных школ и для классной и внеурочной работы [31]. Однако эти задания можно использовать и при работе с детьми разных возрастных категорий в системе социально-педагогической работы (в школе, социальных центрах, организациях дополнительного образования и т.д.). Авторы многотомного издания книг по духовному воспитанию рассматривают актуальные нравственные и психологические проблемы, дают теоретические и практические знания о явлениях и процессах из разных сфер окружающей жизни, а также используют задания для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и социальных качеств личности (сотрудничества, терпимости, мудрости и т.д.). Основные методы, которые используют авторы, – беседа и игра (ролевая и дидактическая). Эти методы строятся преимущественно на основе литературного материала: сказок, стихов, притч, пословиц, афоризмов, вопросов-заданий по различным проблемам жизни. Иллюстративный материал разработан и подобран для разных возрастных категорий учащихся (с 1-го по 11-й классы). Он включает в себя выдающиеся произведения из мирового художественного, философского и духовного наследия, игры и задания, разработанные многими талантливыми педагогами, а также авторские сказки и задания, написанные непосредственно составителями многотомника А. Лопатиной и М. Скребцовой. Каждый том является тематическим (например, «Мир твоей души» – книга III, «Искусство видеть мир» – книга IV, «Азбука мудрости» – книга V и т.д.). Структура каждого тома строится по сходному принципу (в разных вариантах) – тематическое название раздела (например, «Жизнь сердца» – том IV, затем иллюстративный материал к нему (сказки, стихи, притчи, афоризмы и т.д.) с последующими вопросами и заданиями для обсуждения по каждому виду материала. Игры либо включаются в тематический раздел, либо выделяются в самостоятельную рубрику (например, раздел III «Игры и задания» – том IV). Все задания и материалы имеют этико-психологическую направленность и в них подчеркивается мысль, что успешное вхождение человека в мир возможно только при наличии у него нравственных качеств, сотрудничества, мудрости.

Ниже приводятся материалы, иллюстрирующие разные тематические разделы. Они построены по жанровому признаку: 1) сказки;

2) стихи, притчи, афоризмы; 3) игры; 4) самостоятельные вопросы-задания, связанные с какой-либо проблемой жизни.