Дружим с добрыми словами

(3-й класс)

– Начиная занятие, улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья.

Ребята хором говорят: «Здравствуйте».

– Видите, как хорошо нам, когда звучит наше приветствие. А учимся ли мы быть внимательными друг к другу, учимся ли беречь друг друга? Учимся? Это хорошо. А если что-то пока не получается, будем стараться в следующий раз сделать лучше. А стараться нам надо обязательно, потому что, только умея быть внимательными, мы сможем помогать другим. От нас уже требуется помощь: мы получили сигнал бедствия от жителей сказочной страны. Маленькая Смешинка, изгнанная из страны, принесла нам письмо, в котором просит помощи.

«Дорогие ребята! У нас беда! В стране захватила власть страшная Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, веселые песни, смех и музыкальные звуки. Сделала своими приближенными жадность, зависть, сплетни, а главным помощником – страх.

Теперь у нас хмуро даже днем, все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и наговаривают Злобуле о каждом встречном, и все боятся ее.

Помогите нам! Вы, наверное, знаете волшебное слово, волшебство, которое поможет вам быть доброжелательными, вежливыми, веселыми, заботиться друг о друге.

– Что будем делать, ребята?

Давайте попробуем сначала превратить плохие слова, ожившие в стране и захватившие власть, в их противоположные. Я уверена, что у нас получится это волшебство, потому что мы вместе и давно стараемся избавиться от грубых и противных слов. Попробуем?

Идет работа по «превращению» слов. Жадность – щедрость; зависть – доброжелательность, расположенность, добродушие; грубость – нежность, ласка, вежливость; дерзость – внимательность, предупредительность, снисходительность; сплетня – правдивость, похвала; жестокость – жалость, сочувствие и т. д.

По мере нахождения добрых слов злые как бы отмирают: их можно стирать «волшебной палочкой», закрыть новым словом.

– Последнее злое слово – имя царицы «Злобуля». Слуг ее уже нет. Превратим ее в…

Пусть дети сами придумают новое имя для царицы. Скорей всего они назовут ее Добрулей. Можно нарисовать ее.

– Вот и рассеялись злодеяния грубых, жестоких слов. Остались только добрые, а с ними ожили и смех, и веселые песни, и музыкальные звуки. Давайте споем жителям этой страны. Что бы вы хотели спеть? (Дети поют.)

– Мы с вами сумели избавиться от грубых слов. Давайте теперь подумаем, каких поступков нам надо избегать.

Ребята анализируют ситуации классной жизни, свое поведение.

– Давайте соберем копилку добрых слов и будем бережно хранить ее в классе.

«Копилку» можно собрать так: учитель пускает по кругу карточку, на которой каждый записывает свое слово, произнося его при этом вслух. Слова не должны повторяться. Когда возникает пауза, свое слово вписывает учитель, называя его.