Если вы вежливы

(1-й класс)

– Наше сегодняшнее занятие, ребята, мы начнем с песни. Этой песней композитора Шаинского «Об улыбке» мы закончили прошлый урок. Может, кто-нибудь хочет ее спеть?

Можно завести пластинку или включить соответствующую магнитофонную запись, но лучше, если дети споют песню хором.

– Как вы думаете, почему мы начали это занятие с этой песни?

– Она помогает и нам поделиться улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение друг к другу.

– А от этого и настроение становится лучше, правда?

– Как вы думаете, а когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому всегда надо относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

– Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает и потому всякому с ним легко и приятно?

– Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня у нас и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения

к людям. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один.

– Поздороваться при встрече…

– Толкнуть, не извиниться…

– Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

– Не встать, обращаясь к учителю…

– Взять билеты в трамвае…

– Не уступить место в транспорте…

– Не заметить недовольство мамы…

– А теперь поговорим о поступках. С позиций вежливого человека определите правильность решений ситуации.

· Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к троллейбусу. На бегу он случайно портфелем задел маленькую девочку, наткнулся на старушку, протискиваясь вперед во время посадки, зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела. Как повлияла спешка Олега на настроение встречных?

· Когда Игорь вышел на школьный двор, обогнавшая его Наташа показала ему язык, Слава в дверях шутливо щелкнул его по затылку, Ира в классе передразнила его походку. Каким будет настроение у Игоря?

– Значит, нужны правила вежливости, да? Почему?

– Давайте подумаем: какими правилами вежливого поведения мы уже владеем?

Дети вспоминают все, что они знают о вежливости. Можно разыграть небольшие сценки-загадки: какое правило забыл Витя, в чем ошибка Оли, подскажите, ребята, как правильно и т.д. можно использовать пословицы и поговорки.

– Послушайте шутливую мексиканскую сказку «Вежливый кролик».

· «Жил был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора и она была очень сердита и голодна. У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он. – Но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: «Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!»

До чего же обрадовалась змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу понял, с кем имеет дело:

– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!»

– Понравилась вам сказка? Чему она учит нас? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

– Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

– Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда? Попробуйте это доказать на примерах из вашей жизни.

– Об этом очень убедительно говорится в маленькой сказке

Л.Н. Толстого «Белка и волк».

· «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жмет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

– Вот давайте, и мы всегда будем добры и улыбчивы с другими, хорошо?