Этическая грамматика в школе

(по методике А.И. Шемшуриной)

А.И. Шемшурина предлагает авторскую программу курса «Этическая грамматика» для I–VIII классов с поурочной методической разработкой [77–79]. Каждое из занятий данного курса направлено на усвоение и присвоение детьми социальных норм и ценностей, что способствует процессу их социализации и социальной адаптации. Данная программа рассчитана на постепенное «расширение и углубление знаний и опыта поведения детей от класса к классу» [78, с. 10]. Оно состоит из четырех разделов (в соответствии со школьными четвертями: первый раздел посвящен этике общения, второй – этикету, третий – этическим нормам отношений с окружающими, четвертый – этике отношений в коллективе. Продолжительность урока – 35 минут. Как и систему мероприятий, разработанных Н.Е. Щурковой, курс «этической грамматики» А.И. Шемшуриной желательно проводить в системе всей воспитательной работы школы (и в системе самого курса). многие занятия (и задания) уроков этики можно использовать и отдельно на внеклассных мероприятиях, а также включать в социально-психологические тренинги различных направлений при работе с детьми в социальных центрах. главная направленность данного курса (с позиции проблемы социальной адаптации) – подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни.

Ниже приводятся методические разработки отдельных занятий авторского курса А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (все материалы цитируются по [77, 78]).