Маски

С целью развития детского воображения, развития коммуникативных навыков и умений могут быть использованы игры, в которых ребенок поставлен перед необходимостью принять на себя роль того или иного неодушевленного предмета, явления, с которыми ребенку уже доводилось вступать во взаимодействие. Использовать эти формы работы особенно важно в процессе формирования умения быть «активным слушателем», поставить себя на место партнера по общению. Цель подобного рода предметных и ролевых игр – «одухотворение», «очеловечивание» предметов и явлений окружающего ребенка мира. В ходе собственных монологов от лица «Старого дедушки зонта» или «Маленького привидения, живущего на школьном чердаке», или «Первой весенней бабочки» ребенок развивает свою творческую индивидуальность, наделяет хорошо известные ему предметы и явления новым смыслом.

Очень помогает при организации ролевого взаимодействия детей игра в «Театр вещей». Роли папы, бабушки, учителя, ученика дети придумывают сами и сопровождают свой рассказ манипуляциями с овощами («Конфликт овощей»), вязальными спицами, клубками («Говорящие клубки»), варежками и перчатками («Путешествие в Антресолию», «О чем рассказали перчатки») и т.д.

Остановимся подробнее на организации такой формы работы с детьми, как «Карнавал масок». Педагог рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего нас предметно-вещевого мира, о необходимости формирования умения замечать в обыденных вещах и явлениях присутствие личности создателя, конструктора той или иной конкретной вещи, о присутствии многих и многих людей, вступавших во взаимодействие с этим предметом. В ходе беседы можно обсудить удивительные сказки-притчи Г.-Х. Андерсена «Пастушка и трубочист», «Старый газовый фонарь», «Кусок свиной кожи», «Стойкий оловянный солдатик». Задача такой предваряющей игру беседы – расширить личностные смыслы участников игры, изменить мотивационные установки, направленные на восприятие предметов и явлений окружающего мира, придать им новый смысл (чашка – это не только сосуд для чая или кофе, но и память о бабушке, подарок и т.д.); показать опыт одухотворения предметов и явлений, которым обладали другие люди (писатели, поэты); срефлексировать свой опыт «одухотворения» предметно-вещевой среды. Затем педагог раздает участникам игры карточки с краткой характеристикой предметов («Майская гроза», «Первый снег», «Портфель первоклассника в конце учебного года», «Старая школьная парта», «Радуга» и т.д.). Исполнителей ролей может быть 6–8–10 человек (четное количество).

1-й этап игры – монологи. Необходимо за 30–40 секунд рассказать (очень кратко!) историю жизни данного предмета или явления. 2-й этап – диалоги. Ведущий предлагает вступить в диалог двум участникам игры. Задача: достигнуть ролевого взаимодействия, выслушать партнера по общению и, если в этом есть необходимость, оказать поддержку, помочь. 3-этап – мультилог, общее обсуждение темы».