Новые формы воспитательной работы

(по методике Н.Е. Щурковой)

Н.Е. Щуркова предлагает систему творческих заданий через различные формы воспитательной работы, направленной на развитие «личности, способной стать стратегом собственной жизни, обладающей духовной культурой» [81, с. 5]. во многих школах педагоги ограничивают свою функцию передачей знаний, игнорируя процесс воспитания, а это вызывает негативные явления – хамство, анархизм в школьном режиме и чертах поведения детей, в котором зачастую проявляется агрессия, нигилизм, эгоизм, цинизм. В целях духовного возвышения школьников исследователь предлагает авторские разработки различных форм групповой деятельности в системе внеклассных воспитательных мероприятий, приобретающих характер духовной деятельности. Под воспитательным мероприятием автор подразумевает «групповое коллективное дело, организованное педагогом в целях воспитательных коррекций развития личности» [81, с. 5]. Не ставя здесь задачу подробного анализа данной методики, акцентируем внимание на ее социоадаптивной направленности (более подробно о методике Н.Е. Щурковой см. например, [13, 43, 82–85]). Как преподаватель общеобразовательных предметов, так и социальный педагог должны готовить детей к взрослой жизни, способствовать процессу их успешной социализации. На это направлены и творческие задания, разработанные Н.Е. Щурковой. И хотя автор предполагает их проведение в контексте всей воспитательной системы школы, однако многие из заданий можно использовать и в работе социального педагога и психолога в различных социальных центрах и на внеклассных мероприятиях в общеобразовательной школе.

Ниже приводятся примеры некоторых форм групповой деятельности детей по методике Н.Е. Щурковой [81, 82].