Введение

Профессия социального педагога – одна из востребованных современным российским обществом. Оказание помощи ребенку и взрослому в процессе их социализации и социальной адаптации, особенно в кризисном социуме, – благодарная и достойная задача. Поэтому, несмотря на трудности данной профессии, ряды социальных педагогов пополняются, так же как и пополняется круг интересных учебных изданий, научных и научно-методических исследований по проблемам современной социальной педагогики. Можно отметить, например, учебники по социальной педагогике М.А. Галагузовой, А.В. Мудрика, П.Л. Шептенко и Т.А. Во-рониной, Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой, работы В.А. Сластенина, В.Г. Бочаровой, И.Н. Андреевой, С.А. Беличевой, И.А. Зимней, Л.Я. Олиференко, Н.Е. Щурковой, С.И. Григорьевой, Л.Д. Деминой, С.А. Маврина и И.А. Мавриной и др. В данных изданиях рассматриваются организационные аспекты деятельности социального педагога в различных сферах, а также специфика социально-педагогической деятельности с девиантными детьми.

В настоящем пособии акцентируется внимание на этическом, просветительском и социально-обучающем аспектах деятельности социального педагога, который должен сформировать у учащихся социально-адаптивные качества, пополнить их социальные ресурсы с целью успешной социализации и социальной адаптации детей. Этот аспект деятельности социального педагога менее всего рассмотрен в педагогической литературе. Однако работа по подготовке детей к жизни, обучение их умениям и навыкам адекватно разрешать ситуации и интерпретировать проблемы различного уровня должны проводиться в каждой школе, и в первую очередь – социальными педагогами (во внеклассной, кружковой и индивидуальной работе, в ходе преподавания специальных курсов по социальному обучению и воспитанию и т.д.). Главная направленность работы при этом – возвышение потребностей ребенка, формирование иерархии его ценностных ориентаций и установок через этическое воспитание. Автор придерживается позиции многих исследователей (например, В. Франкла, А. Маслоу, В.П. Казначеева, Е. Анчел, Н.Е. Щурковой и многих других), считающих духовность жизненной способностью личности. (В частности, В. Франкл [68], описывая концлагерь, узником которого он был, утверждал, что с человеческим в человеке нельзя не считаться, и люди, которые имели высокие духовные качества, в конечном итоге оказались более жизнеспособными, чем те, кто не смог избавиться от переживаний из-за потерянных материальных благ, власти, статуса и т.д.)

Одно из главных противоречий жизни человека – противоречие между общественными интересами и личностными потребностями, которые не всегда совпадают. Как их совместить? Не существует единого ответа на этот вопрос. Например, российский мыслитель П.А. Лавров считал, что это противоречие может преодолеть «личность, которая достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности, … сообразуя ее с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые готовы в массе своей принять эти передовые формы деятельности в качестве образцов для подражания и стремиться к их освоению» [23, с. 39]. Американский исследователь Э. Фромм выдвигает продуктивный тип личности, для которой главное «быть, а не иметь» [70], А. Маслоу анализирует самоактуализирующуюся личность с преобладанием метамо-тивации, т.е. мотивации личностного роста, саморазвития [34]. Не ставя целью в настоящей работе анализ решения данной про-блемы, отметим, что в области педагогики наиболее выдающиеся воспитательные системы еще со времен античности до современной педагогики ненасилия или педагогики мира имели главной направленностью возвышение потребностей личности, а через это – развитие ее социо-адаптивного потенциала. Многие их этих исследователей не использовали термины «социализация» или «социальная адаптация», однако проблемы, связанные с этими понятиями, «красной линией» проходили через их работы. В настоящем пособии продолжается данная традиция, которую можно условно выразить принципом «Социоадаптивное через этическое».

В настоящем издании приводятся материалы по практической реализации этого принципа в педагогическом творчестве ряда исследований, и в этом числе самого автора (Н. К.). Базовыми понятиями данной работы являются: социализация, социальная адаптация, методика и технология, социоадаптивные качества или социальные ресурсы личности.