Заключение

В данной работе была рассмотрена проблема формирования социоадаптивных качеств личности с позиций разных авторов. И хотя жизнь человека динамична, может требовать разных реакций и поведения, и одно и то же качество в одних случаях может быть адаптивным, а в других – нет, однако существуют общие жизненные принципы, способствующие выживанию и развитию человека, социума, космоса. Об этом писали (и пишут) большинство древних философов, современных философов и психологов. На этих принципах строились лучшие личностные качества, которые помогли выжить и развиваться и отдельному человеку и всему человечеству – гуманизм как основа мировоззрения, оптимизм, сотрудничество, креативность и т.д. Поэтому самые выдающиеся мировые воспитательные системы всегда основывались на этическом воспитании, возвышении потребностей личности, что в итоге приводило к успешной социализации и социальной адаптации человека даже в трудных жизненных ситуациях. Как справедливо отмечал психолог и психотерапевт В. Франкл, к неврозам ведет не подавление сексуальных потребностей человека, а неудовлетворение духовных потребностей, которые есть в каждом. Духовный человек сильнее, поэтому духовность является жизненной способностью человека [68]. Этой позиции придерживаются и авторы приведенных в данном издании методических материалов. эти методики и технологии направлены на формирование такой адаптивной личности, о которой пишет известный ученый социолог И.С. Кон: «чем значительнее жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше духовная свобода. И тем нужнее она окружающим» [22, с. 99]. И действительно, усвоив и личностно присвоив социальные ценности, нормативные ролевые модели поведения, активно используя когнитивные механизмы решения жизненных ситуаций, адекватно их реальному содержанию, человек меняет, трансформирует систему своих отношений к жизни, возвышает потребности, что способствует его социальному развитию, социальной адаптации. Самоактуализация и нормативное, прогрессивное развитие личности способствует и прогрессивному развитию социума, универсума в целом. Личность, строящая свои отношения с миром на основе высших ценностей, активно использующая механизмы когнитивной саморегуляции (адекватной интерпретации жизненных ситуаций), оздоровливает жизненное пространство вокруг себя и прежде всего включенных в него людей, что в целом способствует ослаблению социального напряжения, активизации духовной жизни и личности и общества.