Музыкальная композиция-спектакль «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ»

Вступительное пояснение

Весь класс представляет дворянство эпохи декабристов. Мальчики – офицеров, девочки – знатных дам и девушек (по желанию мальчики могут сделать себе эполеты, девочки – любую деталь одежды или прически XIX века).
Главных действующих лиц два – декабрист и его жена. Это обобщенные образы (по желанию детей можно представить характеристики конкретных исторических лиц).

Алгоритм занятия

1. Все дети класса танцуют полонез («Полонез» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского или «Полонез» Ф. Шопена ля мажор). Это несложный танец, который можно исполнять даже в условиях классного помещения, не сдвигая парты. Он скорее представляет собой шествие под музыку, поэтому если преподаватель не знаком с правилами танца, он просто может научить детей ритмично двигаться под музыку парами, ближе к неторопливому ритмичному шествию.
2. Звучит (в записи) «Песенка кавалергарда» И. Шварца –
Б. Окуджавы.
3. Выход школьника, исполняющего роль декабриста. Выступление с психологической характеристикой персонажа – от первого или третьего лица или рассказом о своем персонаже.
4. Звучит (в записи) «Ария Звезды» А. Рыбникова.
5. Выход школьницы, исполняющей роль жены декабриста (аналогично выступлению «декабриста»).
6. Концерт «Музицирование в Сибири». Дети, получающие и музыкальное образование (учащиеся музыкальных школ или кружков), исполняют на фортепиано (или других инструментах) различные музыкальные произведения. Музицирует также и учитель. Возможно пение под аккомпанемент учителя романсов и песен эпохи XIX века. Если детей, обучающихся в музыкальной школе, мало и учитель не владеет музыкальным инструментом, то возможно использование записи классических произведений из материала предыдущего урока (любимых музыкальных произведений декабристов и их жен) или привлечение к музыкально-исполнительской деятельности родителей.
Инструкция. Данная композиция представляет собой разновидность социодрамы (по Н.Е. Щурковой), в которой дети исполняют социальные роли людей, обладающих нравственными качествами – любовью к Родине, любовью к своим супругам (Н.Е. Щуркова трактует социодраму как спектакль-тренинг, участники которого исполняют социальные роли, требующие решения моральных дилемм, нравственного выбора).