Занятие на тему «проблема общения с агрессивными, жестокими людьми»

Цель – вывести учащихся на освоение социальных ценностей через понятие «духовность», солидарность с одухотворенными людьми.

Алгоритм занятия

1. Напоминание педагога о существовании людей, которые опасны, так как примитивны, не развиты (киллеры, садисты, маньяки, фашисты и т.д.). Для них не существует искренней любви и дружбы. Они могут «продать» и предать другого, если им выгодно. Как быть, если приходится с ними общаться? Педагог предлагает следующее. Главное – предусмотреть, чтобы они не смогли причинить вред и относиться к ним не как к людям, а как к хищникам, которых надо избегать и остерегаться, а не злиться на них, не тратить свою нервную силу. (Мы же не злимся на тигров и львов от того, что они существуют.) Многие из этих людей безнадежно примитивны и не понимают, что стоят на низкой ступени развития. Они могут быть разного рода, например:

2. Прослушивание песни пирата из мультмюзикла Г. Гладкова «Голубой щенок».

3. Педагог продолжает: «Но бывают люди и пострашнее, например, фашисты».

4. Прослушивание темы фашистского нашествия из первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

5. Слово педагога о примитивности, «марионеточности» фашистов, талибов и т.д., о причинах появления таких людей, почему они стали такими, можно ли это предотвратить.

6. Как переход от рассмотрения характеристик примитивных людей к понятию «духовность» вопрос детям: «Таких людей, как киллеры, талибы, фашисты, маньяки, еще называют бездуховными. А что, по-вашему, означает слово духовность? Что характеризует духовного человека?»

7. Ответы детей.

8. Пояснение педагога о понятии «духовность» (примерный текст).

«Духовность – это когда человек признает право других на жизнь, счастье и ошибки (кроме тех, которые угрожают жизни и здоровью других), когда он добр, но умеет постоять за себя и других в случае необходимости, когда он сохраняет мужество и стойкость при испытании жизни, когда он ценит знания и искусство». (Другие аспекты такого сложного и многогранного понятия как «духовность», педагог с детьми не рассматривает, сосредоточив внимание лишь на консенсиализме как главной характеристике духовности в человеке.)

9. Рассказ педагога о духовных людях. Например, о жизнестойкости одухотворенных людей, попавших в концентрационные лагеря (известный психотерапевт В. Франкл), вынужденных терпеть издевательства и унижения от «нелюдей». Такие люди приняли свою беду как испытание и справились с ней, помогая при этом другим (в отличие от узников, которые в довоенные годы были очень привязаны к материальным благам и, лишившись их, потеряли смысл жизни и кончали жизнь самоубийством, бросаясь на колючую проволоку, через которую был проведен электрический ток. Духовные же люди, как

В. Франкл, выжили и не потеряли веру в добро и радость жизни).

10. Прослушивание музыки Л.В. Бетховена, фрагмента первой части сонаты для фортепиано, опус 57, «Апассионаты» как отражение способности человека бороться с трудностями и выстоять в сложных ситуациях. (В жизни есть не только трудности, но и возможности их преодоления, если не на высшем, то на внутреннем уровне путем изменения отношения к ситуации.)