Социальная технология этоса

(исследование Н.Б. Куклиной)

В данной главе предлагается один из вариантов педагогической технологии (как разновидности социальной технологии), направленной на развитие социально значимых качеств личности, которые можно назвать также ее социальными ресурсами или социоадаптивными качествами. Они включают в себя множество характеристик, но определяющими из них являются следующие: гуманистическое мировоззрение, мотивация роста, креативность, реалистический оптимизм, адекватная самооценка, доброжелательность, сотрудничество, самостоятельность, стойкость взглядов и убеждений в сочетании с психологической гибкостью, эстетическое отношение к жизни, умение управлять своими эмоциями. Эти социальные качества условно объединяются в единый этико-психологический комплекс, который обозначен определением «позитивное мышление как механизм социальной адаптации» [26, с. 302] или «социальное мышление как жизненная способность личности» (К.А. Абульханова-Славская) [1, с. 41]. (Подробнее о теоретических основах позитивного мышления как типа социального мышления и деятельности субъекта по осмыслению действительности, выбору им способа отношения к самому себе и окружающему миру с позиции социальных норм и ценностей, обеспечивающих развитие этого субъекта, культуры, к которой он принадлежит, и универсума в целом смотрите в других работах автора [25–28].)

Таким образом, представленная в данной главе педагогическая технология направлена на развитие позитивного мышления личности как его социального ресурса, комплекса социально значимых качеств. В настоящей главе рассматриваются теоретические основы данной педагогической технологии, определяются ее цель, задачи, сущностные черты, а также приводятся методические разработки отдельных занятий и творческих заданий по формированию тех или иных социоадаптивных качеств, характеризующих позитивное мышление.

Под педагогической технологией понимается способ осуществления учебно-воспитательного процесса, а также способ алгоритмизации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность методов и приемов, процедур и операций, направленных на получение оптимального педагогического результата. Предлагаемая в настоящей работе педтехнология имеет интегрированный характер и рассматривается как разновидность социальной технологии, которая определяется как «совокупность методов и приемов, последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата» [65, с. 458]. Данная педтехнология активно использует методы психотехнологии общения, определяемой Е.В. Руденским: «Психотехнология общения – это наука о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми» [56, с. 4]. Предлагаемая технология определена как педтехнология этоса, которая имеет истоки в древнегреческой (афинской) педагогике, имеющей этическую направленность и опирающуюся на гуманистические традиции этического, социального воспитания (Р. Штайнер, Н.К. Рерих, Р. Тагор, М. Липман, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, Н.Е. Щуркова, А.И. Шемшурина и др.).

Целью данной технологии является определение оптимальных условий, обеспечивающих прогрессивное социальное развитие школьников, повышение  уровня их социоадаптивных характеристик, возвышение потребностей (данная технология предназначена для учащихся 10–11 лет). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

а) определить принципы и методы, на основе которых будет осуществляться социально-управленческая деятельность формирующего и обучающего характера (как фактор социального развития учащихся);

б) на основе этих принципов и методов определить содержание процедур и операций воздействующего характера;

в) обеспечить усвоение учащимися социальных знаний, социального опыта и моделей социоадаптивного отношения к жизни;

г) создать условия для личностного присвоения учащимися социальных ценностей, принятых данной социокультурой;

д) направить социальное воздействие прежде всего на то, чтобы вызвать у учащихся побуждение изменить неадаптивный способ отношения к социальной действительности на социоадаптивный и проводить постоянный тренинг саморазвития для достижения этого.

Отметим основные факторы, необходимые для достижения отмеченных в ней целей и задач.

1. Построение социально-управленческой деятельности в условиях педагогического процесса на основе:

а) развития у детей тенденции к консенсиализму (сотрудничеству, гармонии с окружающим миром и своей внутренней средой). Эта характеристика позитивного мышления является основополагающей. Например, Г.Л. Воронин, считает, что к социологическим индикаторам духовной организации личности можно отнести реализацию каждым индивидом парадигмы созидания и разрушения или парадигмы толерантности и нетерпимости к человеку и обществу. Потребности и способности человека в созидании и разрушении могут служить эмпирическим индикатором духовной организации личности, а через это – и общества в целом… духовная организация индивида определяется представленностью в мотивационных основаниях деятельности потенций консенсиализма и диссенсиализма, а духовная организация общества определяется диспозицией между группами (слоями, классами, стратами), ориентированными в своей жизнедеятельности на сотрудничество (консенсиализм) или соперничество (диссенсиализм) [12, с. 16]. Каждое занятие с учащимися должно стать ступенькой восхождения к духовности, напоминанием ребенку о существовании в каждом человеке духовного. Как писал В. Франкл, «Фрейд однажды сказал, что человечеству было известно, что оно обладает духом, и ему пришлось показать человечеству, что у него есть влечения. Однако сегодня дело скорее опять в том, чтобы напомнить ему, что у него есть дух, что оно духовное существо» [68, с. 155];

1raz9elite2

б) развития у детей оптимистического, но реалистического мировоззрения, уверенности в своих силах при любых трудностях и катаклизмах;

в) развития у детей мотивации роста, стремления к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Не каждый человек может достичь всех характеристик позитивного мышления, так как феномен позитивного мышления – это, скорее, не состояние (как нечто законченное и устоявшееся), а постоянный процесс саморазвития, самосовершенствования, осознание человеком необходимости постоянного роста, движения к достижению качеств, характеризующих позитивное мышление.

2. Трансляция социальных знаний посредством учебного материала, имеющего этико-психологическую, социоадаптивную направленность, поднимающего сложную философскую и социально-психологическую проблематику. Для этой цели разработан специальный курс «Основы позитивного мышления» с методическим обеспечением [25] для учащихся общеобразовательных школ, однако можно использовать и другой методический материал, имеющий этико-психологическую направленность, например, работы Н.Е. Щурковой [81–85], А.И. Шемшуриной [77–79].

3. Педагогический процесс в ходе трансляции социальных ценностей необходимо осуществлять на основе проблемных ситуаций в обучении, обеспечивающих поисковую творческую активность учащихся. Однако это не исключает значения репродуктивных, объяснительно-описательных методов, особенно если педагог обладает даром рассказчика, способного пробудить в учащихся их духовный потенциал (например, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Ильин, хотя эти педагоги активно использовали и эвристические методы обучения).

4. Исходя из этого в технологии этоса в целях более результативного усвоения и личностного присвоения детьми сложного философско-психологического материала предлагается система методов обучения с опорой на этико-психологическую беседу, рассказ, объяснение, упражнение, сюжетную игру-драматизацию. В этом комплексе беседа и игра более всего связаны с проблемным обучением, поэтому остановимся на них особо.

Этико-психологическая беседа с использованием музыкальных произведений используется в аспекте продолжения традиций древнегреческой (афинской) методики, а именно:

а) когда каждая тема, каждое произведение служат поводом для собеседования-размышления с учащимися о нравственных ценностях и психологических проблемах;

б) когда музыкальные произведения выполняют прежде всего этическую, воспитательную функцию.

музыкально-классический материал в русле этико-психологи-ческой беседы применяется для того, чтобы освоение социальных знаний, норм, ценностей учащимися проходило не только на интеллектуально-рациональном уровне, но и на эмоциональном (а музыка является мощным фактором воздействия на психику человека).

Используется сюжетная игра (драматизация) на основе песен или опер, например постановка клипа по песне или презентация оперы в лицах. При презентации оперы учащийся готовит (заранее) психологическую характеристику того или иного музыкального персонажа (как отражение мотивации поведения, взгляда на события оперы с точки зрения этого персонажа) и выступает от первого или третьего лица. После представления ребенком психологической характеристики персонажа звучит (в записи) его музыкальная характеристика. Желательно использовать элементы костюмов и декораций (возможно создание музыкально-психологического театра в виде презентации оперы в лицах). В данной деятельности ребенок постигает чувства того или иного персонажа, исполняет социальные роли людей, обладающих нравственными качествами и социоадаптивными характеристиками (гражданина, патриота, человека, справляющегося с трудностями, и т.д.), учится понимать других и философски мыслить, сопоставляя противоположные взгляды различных персонажей по поводу одного и того же события. К тому же он знакомится с мировым классическим музыкальным репертуаром. У этого метода большой музыкально-просветительский потенциал, поэтому его можно использовать при преподавании музыки в общеобразовательных школах и вузах. Как и в технологии этоса, данный метод применялся преимущественно во внеклассной работе и был дополнительным, а ведущим для данной технологии явился метод этико-психологической беседы с использованием классической музыки.

5. Методы обучения, использованные технологией этоса, неразрывно связаны с применением методов воспитания, таких как убеждение, пример, приучение и т.д.

6. Методы воспитания и обучения, использованные технологией этоса, неразрывно связаны с психотехнологиями общения. Их можно использовать в следующих направлениях (исходя из рекомендаций Е.В. Руденского по основам психотехнологии общения менеджера) [56] в целях формирования у учащихся социоадаптивного способа социального мышления:

а) развивающая стратегия воздействия менеджера в процессе управления социальным развитием личности. Данная стратегия основана на «партнерском подходе, рассматривающем личность управляемого как социально и психологически равного социального партнера. Развивающая стратегия ориентирована на мотивацию, ценностные ориентации и установки личности управляемого» [56, с. 11];

1raz9elite2

б) опора на диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности в управлении. «Демократическое управление выдвигает в качестве организационного принципа диалог… В социологическом подходе диалог предстает как принцип социального и психологического взаимодействия друг с другом» [56, с. 24, 28];

в) использование комфортно-психологических моделей общения в процессе управления социальной деятельностью учащихся, таких как:

 – познавательная модель общения, в которой реализуется цель передать информацию, значимую для другого субъекта общения;

– экспрессивная, когда реализуется цель передать чувства, оценки, состояние друг друга;

– суггестивная, реализующая цели оказать внушение или внушающее воздействие;

– убеждающая, в которой через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;

– ритуальная модель общения, необходимость в которой связана с формированием системы психологической поддержкой норм отношений.

С психологическим аспектом технологии этоса соприкасаются принципы психотехники при проведении социально-психологического тренинга, например:

а) «принцип объективации поведения: в начале занятий поведение участников группы… переводится с импульсивного на объективный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе его проведения» [48, с. 411];

б) «… принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов, а также принятия решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения, а не достижения одной из сторон своих целей за счет интересов других» [48, с. 411].

Принципы социально-психологического тренинга по многим параметрам соприкасаются с методами проблемного обучения, например «принцип исследовательской позиции: в процессе работы создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологические закономерности взаимодействия и общения людей» [48, с. 410–411].

Резюмируя вышесказанное о психотехнологии общения в педагогическом процессе, необходимо поставить акцент на создание особого психологического климата, атмосферы доверия между учителями и учащимися. Учитель при этом не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а интеграцию с ней. Однако он задает классу социальные нормы и модели поведения [48, с. 410]. Как отмечает

А. Маслоу, говоря о желательной модели отношений между преподавателем и учащимися, «учителя могут вести себя совершенно не невротически за счет своей интерпретации ситуации как приятного сотрудничества, а не борьбы за счет замены искусственно поддерживаемого достоинства на естественную простоту; за счет прекращения попыток казаться всезнающим; отсутствия авторитарности; отказа рассматривать учеников как соревнующихся между собой и борющихся с учителями; отказа следовать стереотипу профессора и умения быть по-человечески простым, как любой плотник или каменщик. Все это создает в классе такую атмосферу, в которой подозрение, беспокойство, враждебность и агрессия исчезнут как бы сами собой» [30, с. 105].

7. Процедуры и операции технологии этоса должны строиться на основе системы творческих заданий, сочетающих в себе этико-психологический, эстетический и социоадаптивный компоненты в их неразрывной взаимосвязи. Они обращены одновременно к эмоциональной и социально-нравственной сферам учащихся. Эти задания можно квалифицировать по нескольким параметрам:

по отражению в них способа отношения к жизни на основе различных аспектов позитивного мышления (оптимизма, толерантности и т.д.);

по видам деятельности (проигрывание социальных ролей, участие в дискуссиях, прослушивание музыкальных произведений, литературного материала и т.д.);

по использованию в них методов обучения различного типа (репродуктивного, закрепляющего, эвристического и т.д.).

8. В процессе последовательности процедур и операций технологии этоса рекомендуется использовать тексты художественных, философских и психологических книг и изданий, репродукции, записи классических музыкальных произведений на аудиокассетах, грампластинках и компактных дисках, эпипроектор, диапроектор, магнитофон, электрофон и т.д.

9. В качестве основной формы организации процедур и операций технологии этоса рекомендуется использовать комбинированный тип урока с элементами социально-психологического тренинга (в частности, с использованием элементов методов рациональной психотерапии). В качестве формы организации учебной деятельности учащихся на уроке технология этоса предполагает фронтальную форму как основную в сочетании с другими формами (индивидуальной, индивидуально-групповой и т.д.). Во внеклассной работе рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с учащимися и индивидуальную и индивидуально-групповую – с их родителями и преподавательским коллективом школы (консультации, тренинги, беседы, лекции и т.д.).

1raz9elite2

10. В качестве методов контроля за усвоением социальных знаний учащимися рекомендуется использовать методы устного опроса, создание проблемных ситуаций, домашние задания, письменные контрольные, тестирование, викторины. Однако необходимо отметить, что в данной технологии приоритет отдается не обучающему, а формирующему, воспитательному аспекту и все занятия проводятся с элементами социально-психологического тренинга, когда основной материал изучается и закрепляется на уроке, что снимает необходимость в большом количестве домашних заданий. Кроме того, при построении процедур на основе данной педагогической технологии учебный материал легко и прочно запоминается и усваивается.

Ниже приводятся методические разработки занятий специального курса «Основы позитивного мышления», которые можно использовать не только в рамках спецкурса, но и отдельно, на тренингах и беседах, на внеклассных мероприятиях в общеобразовательной школе и занятиях в социальных центрах в процессе абилитационной и реабилитационной работы.