Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить примене­ния насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конф­ликтами в многоэтническом обществе.

Для того чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы. Необходимо выработать общие правила игры, которые, с одной стороны, были бы достаточно универсальными, чтобы охватить ценностно-норматив­ным полем все многоэтническое общество, а с другой - не ущемля­ли бы частных традиций, обычаев, ценностей и интересов входящих в полиэтническое пространство этносов. Поэтому возникает вопрос о заключении своего рода "общественного договора" между госу­дарством и всеми входящими в состав государства этносами. Такой договор не может регламентировать все детали межэтнического вза­имодействия, но он должен содержать основополагающие нормы и принципы: гарантии безопасности личности и этноса, равноправие, запрет на применение насилия при возникновении противоречий, решение конфликтов мирными способами и т. д. При этом правила игры не должны отдавать предпочтение одному из участников кон­фликта. Только в этом случае они будут эффективными.

Роль верховного арбитра в решении спорных проблем и гаранта в выполнении договора должна быть делегирована федеральному Центру (или специально созданному для этих целей институту власти) с безусловным признанием его полномочий (легитимности).

Для самореализации этнических групп в рамках своей субкульту­ры им необходимо передать часть федеральной власти при условии соблюдения всеми общих принципов общественного договора. Но чтобы делиться властью, государство должно быть достаточно силь­ным (желательно и экономически), чтобы при необходимости иметь возможность силовыми методами пресекать сепаратистские и экст­ремистские поползновения в межэтнических отношениях.

Если межэтнический конфликт не удалось выявить и предотвратить на стадии зарождения, то первостепенной задачей является прекраще­ние насилия (если оно имело место). Далее необходимо перевести кон­фликтное взаимодействие сторон в форму диалога. Существует два уровня диалога: диалог как цель взаимодействия и диалог как средство достижения цели. Если диалог между субъектами конфликта по тем или иным при­чинам невозможен, то возникает необходимость привлечения по­средников. Посредничество является наиболее мягкой формой уча­стия третьей стороны в урегулировании конфликта.

Следующим шагом в урегулировании конфликта является обра­щение в арбитраж, если его решения станут обязательными для ис­полнения всеми участниками конфликта. Cуществует также обязательный арбитраж, который находится на  грани между регулированием и подавлением конфликта. Крайней формой регулирования межэтнических конфликтов яв­ляется применение силы.

В настоящее время в России отсутствует стратегия в развитии межэтнических отношений. Действия федерального Центра напоми­нают пожарную команду, которая пытается тушить уже вспыхнувшие пожары межэтнических конфликтов. Чтобы исправить положение, необходимо разработать и принять долговременную программу межэтнической стабилизации, интеграции, кооперации и межэт­нического сотрудничества. В рамках этой программы необходимо предусмотреть создание специализированной сети организаций по предупреждению и урегулированию конфликтов. Например, конфликтологический мониторинг для выявления конфликтных ситуа­ций на ранней стадии развития и выработки соответствующих реко­мендаций по их урегулированию. Необходимо также создать службу быстрого реагирования для защиты людей от насилия и локализа­ции конфликта.