Форма государственного правления.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на  монархии и республики.    

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредотачивается в руках главы государства (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии – власть передается по наследству;  осуществляется бессрочно;  не зависит от воли населения.

Монархии могут быть неограниченными
– когда отсутствуют представительные органы власти и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными
(конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Норвегия, Испания, Швеция, Япония).

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики – выборность власти;  срочность;  зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и сме-шанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Россия и др.) – соответственно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он является одновременно и президентом, и главой правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент там не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Парламент ограничивает власть президента через следующие механизмы – принятие бюджета, ратификацию международных договоров, принятие законов, а в ряде случаев может отстранить президента от власти (импичмент). Президент в свою очередь имеет право отлагательного вето.

В парламентской республике правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может выразить правительству вотум недоверия (или доверия) как в целом, так и отдельным его членам. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. В реальности президент занимает весьма скромное место в системе власти – его обязанности, как правило, ограничиваются представительскими функциями, а реальная власть сосредотачивается у главы правительства.

Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом. Как правило, в смешанных республиках президент и парламент избираются  непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения бюджета страны, а также посредством права вынесения вотума недоверия.