Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое познание и с чего оно начинается?

  2. Почему познание – это всегда активный процесс?

  3. Чем отличается чувственное познание от теоретического?

  4. Кем и когда были предприняты первые попытки анализа наиболее общих понятий о мире и способах его познания?

  5. В чем заключается анализ взаимосвязи категорий у Канта?

  6. Как Гегель дает свое понимание категорий?

  7. Что такое система и каковы отличительные качества любой системы?

  8. Чем определяется качество любой системы?

  9. Каковы два возможных подхода к определению системы?

10. "Система работает в разнос" – что это значит?

11. Что первично в системе: часть или целое?

12. Как связаны между собой функции системы?

13. В чем заключается диалектика формы и содержания?

14. Возможно ли существование формы отдельно от содержания?

15. Как объяснить диалектическое единство возможности и действительности?

16. Что такое возможность и действительность как в широком, так и в узком смысле этого слова?

17. В каком случае форма обеспечивает нормальное функционирование и развитие содержания?

18. На каком основании мы можем говорить о "возможном", т.е. о том, чего еще нет?

19. Как отличить реальную возможность от формальной?

20. Как вы понимаете относительность в противоположности между необходимостью и случайностью?

21. В чем разница между понятиями "детерминизм" и "каузальность"?

22. Какие два типа детерминизма известны в истории науки и философии?

23. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществления своего действия?

24. Как отличить реальную возможность от формальной?

25. Как соотносятся между собой причина и следствие во времени?

26. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?

27. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изучаемых Вами специальных науках?

28. В чем несостоятельность кондиционализма?