Категории как ступени и формы познания мира

 Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Пример, ставший уже классическим: "Три желтых листа упали на землю", заключает в себе такие понятия, как "предмет" (лист, земля), "качество" (желтый), "количество" (три), "движение" (падать). Без понятий, т. е. категорий, невозможно мышление, познание свойств предметов, их связей с другими предметами, их развитие. Если, воспринимая любые предметы, процессы и явления, мы не в состоянии подвести под них какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Разумеется, любая наука, каждая область знания оперирует понятиями разной степени общности и значимости. Но ее "костяк" составляют основополагающие понятия – категории. Именно они, взятые в системе, образуют то, что мы называем категориальный строй.

Это и есть тот особый "арсенал" логических средств мышления, с помощью которых осуществляется постижение свойств и сути объектов. Например, физика пользуется такими категориями, как "теплота", "электричество", "масса", "энергия" и пр. Биология – "эволюция", "вид", "наследственность", "изменчивость" и др. Экономика – "товар", "деньги". Категории каждой науки выражают конкретные связи и отношения изучаемого объекта в своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог – биологические и т. д. Но на основе практики и познания мира выработаны такие понятия, которые имеют более широкое значение, чем категории конкретных наук. Они употребляются во всех без исключения областях знания, поскольку отражают и фиксируют наиболее общие универсальные понятия объективной действительности и познания. Так, причинные связи  существуют в физических процессах, в химических реакциях, в живой природе, в обществе и в мышлении, но каждая наука исследует их применительно к своей области. Общее во всех этих причинных связях является предметом изучения философии. Точно так же обстоит дело и с такими философскими категориями, как необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность, сущность и явление, система, элемент, структура и пр.

Ранние формы философского анализа категорий  возникли еще в древности в учениях, пытавшихся выявить основные принципы бытия. Впервые учение о категориях было системно изложено в трактате Аристотеля под одноименным названием "Категории". В нем были предприняты попытки синтезировать предшествующие философские мысли о наиболее общих понятиях о мире и способах его познания. Составленная Аристотелем таблица включала такие категории, как сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Но она не могла воспроизвести действительной взаимосвязи категорий, поскольку основывалась на фундаментально-логических принципах. После Аристотеля значительное внимание анализу взаимосвязи категорий уделил Кант. В отличие от Аристотеля, Кант поставил их в некоторую зависимость от ступеней развития познания, пытаясь показать, что каждой различаемой им ступени познания соответствуют свои категории. Так, например, ступени чувственного восприятия явлений, согласно Канту, свойственны категории пространства и времени, ступени рассудочного мышления – категории количества, качества, отношения и модальности.

Но в решении проблемы категорий Кант, по сравнению с Аристотелем, сделал и шаг назад. Если Аристотель считал, что категории представляют собой особую форму отражения реальных вещей и отношений, то Кант объявил категории субъективными формами мыслительной деятельности, присущими сознанию до всякого опыта, априорно.

Всеобъемлющим образом проблема категорий впервые была представлена в философии Гегеля. Он подверг резкой критике кантовскую концепцию категорий, особенно его субъективистскую тенденцию. Но, критикуя Канта за субъективизм, он отмечает не идеализм Канта, не то, что тот выводил всеобщность, необходимость, законы из сознания. Он критикует Канта за то, что он остановился на полпути и распространил действие законов сознания, мышления лишь на явления, но не на весь мир в целом, не на "вещь в себе". Другими словами, критика Канта Гегелем осуществлялась и на основе, и с позиций идеализма.

Здесь же Гегель дает свое решение проблемы взаимосвязи категорий диалектики. Показывая взаимосвязь категорий в рамках идеалистического решения основного вопроса философии, Гегель в то же время в основу своей системы категорий положил диалектические принципы. Он представил категории в их движении, развитии, переходах одних в другие. Они у него являются моментами или ступенями развития идеи, существующей вне и независимо от материального мира и человека. Поэтому не случайно при всей своей гениальности, при всем своем умении угадать действительное положение вещей, Гегель вынужден был то и дело противоречить действительности. Но, несмотря на это он сформулировал ряд глубоких всеобщих закономерностей.

1raz9elite2

В современной философии порой отрицаются объективное значение категорий, их диалектическая взаимосвязь, обусловленность их развития научным познанием и общественно-исторической практикой.

В логическом позитивизме философский анализ категорий подменяется формально-логическим анализом терминов языка, соотношений между ними в связи с изучением таких областей научного знания, как логика, математика, физика. Экзистенциализм, отражая кризис личности, возводит в ранг онтологических категорий чувства "страха", "заброшенности", "заботы" и т. п. Попытки преодолеть субъективно-идеалистические установки неопозитивизма приводят к использованию категориального аппарата объективного идеализма. Представители неотомизма выдвигают религиозно-идеалистическое толкование категорий, утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств, отношений.

В системе диалектического материализма, как уже было указано выше, категории рассматриваются как механизмы познавательной деятельности, как результат обобщения исторического опыта, развития познания и общественной практики. В процессе исторического развития и познания человечества меняются роль и место отдельных категорий. Например, таких, как система, структура и пр. Происходит дальнейшее развитие и уже сложившихся категорий. Существуют общенаучные категории, присущие многим наукам, такие, к примеру, как информация, само-

регуляция, симметрия. Выявление основных элементов категориального аппарата конкретной науки позволяет раскрыть логику ее развития, закономерного преобразования строя ее понятий. Категории философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли.

Категории философской науки находятся в определенной связи между собой, представляя систему, которая строится на основе единства исторического и логического. Каждая из категорий может быть осмыслена лишь как элемент всей единой категориальной системы. Важной задачей философии является построение такой системы, которая отражала бы формирование и развитие категориальной структуры человеческого мышления. Это прежде всего категории материи, движения, пространства, времени, конечного и бесконечного, сознания, количества, качества, меры, противоречия, единства, отрицания и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий диалектики. История философии выработала и такие категории, как "причина и следствие", "форма и содержание", "необходимость и случайность", "возможность и действительность" и др. Все они "суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею". Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий. Сравните, например, то, как понимали материю в древности и как эта категория осмысливается в системе современной картины мира. Аналогично обстоит дело и с другими категориями.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон объективного мира, а все вместе они охватывают приблизительно универсальную закономерность всей движущейся и развивающейся природы. Единая система категорий отражает единство самого материального мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий в системе диалектического материализма основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному, от низшего к высшему. В такой же последовательности совершается и познание.