Типы открытых святилищ

Критерии типологии. Типология «открытых» святилищ еще слабо разработана, поскольку сами они не так давно выделены в особую группу памятников. На основании предложенной А. Лямен-Амперер эволюционной схемы выделяются и соответствующие типы святилищ. Однако критерии, по которым они выделяются (основа изображения и его техника) представляются малосущественными, поскольку не отражают различия между рассматриваемыми памятниками именно как между святилищами. Выше уже отмечалось, что определение основы изображений представляет значительную трудность, так как изображение, выпавшее из стены, может рассматриваться как изображение на блоке, а фигура, выполненная на отдельном камне, оказывается частью наскального фриза (см. ниже). Техника изготовления изображения, вообще, не принципиальна, поскольку важным является само изображение, а не то, как оно выполнено. Тем же «пороком» несущественности обладают и простейшие возможные классификации, основанные на культурной атрибуции (святилища ориньяка, граветта и т.п.) и топографическом признаке (святилища под навесами, в предвходовых частях).

Основополагающий критерий типологии должен отражать некие сущностные характеристики классифицируемых объектов, каким в данном случае представляется способ организации пространства святилища.

Исходя из указанного выше принципа, возможны, по крайней мере, две классификации. Одна может исходить из отражения в структуре святилищ различных способов восприятия пространства и форм его социализации. Тут можно выделить два типа святилищ.

Первый можно условно назвать «радиальным», он характеризуется концентрацией элементов вокруг некоторого центра. Примером такого святилища служит Лоссель, где роль центра мог выполнять окрашенный скальный выступ. Быть может, в Бланшар такую роль играл огромный округлый блок 7.

Второй принцип – линейный. Святилища, построенные по нему, характеризуются отсутствием выраженного центра и элементы в нем связаны группами, которые дополняют друг друга в структуре святилища. При этом прослеживается явственное выстраивание элементов в линию (крайним случаем которой можно считать фризы). Рок-де-Сер, Кап-Блан и Англь-сюр-Англен могут служить примерами таких памятников.

Однако такая типология, хотя и обладает определенным потенциалом, по сути лишь демонстрирует, что палеолитические святилища подчиняются общим принципам социализации пространства. Она слабо учитывает особенности исследуемых памятников именно как святилищ, плохо согласуется с их эволюцией и, следовательно, мало подходит для целей настоящей работы. Помимо этого, указанная типология обладает очень низкой «разрешающей способностью», так как с помощью ее редко можно выделить даже предполагаемый центр святилища. В конце книги (в заключении) этот вопрос будет затронут несколько подробнее.

Для целей настоящей работы необходим критерий, во-первых, учитывающий особый характер изучаемых памятников; во-вторых, позволяющий включить в работу, по крайней мере, большинство известных памятников. Поэтому типологический признак должен базироваться на способе организации символического пространства святилища. Учитывая, что на современном уровне знания не всегда с уверенностью можно определить значимые элементы святилищ, за основу типологии рационально взять способ взаимосвязи именно между изобразительными элементами святилища, которые обладают высокой семантической нагрузкой.

Представляется, что подобная классификация будет носить более или менее естественный характер, так как способ взаимосвязи элементов святилища, на мой взгляд, носит сущностный характер. Если верно предположение, что в структуре «открытых» святилищ отражается мироустройство, то предложенный критерий будет, согласно формулировке Б.Г. Бокия359, сильным критерием естественности классификации.

Типы «открытых» святилищ. На указанной выше основе можно выделить два основных типа святилищ: пространственный и панорамный.

Первый характеризуется размещением изображений на блоках, установленных в некоем порядке на территории святилища. Именно положение блоков задает символическое пространство. Линии взаимосвязи проходят в пространстве от блока к блоку. Только эти линии и связывают изображения друг с другом в композиционное единство. По большому счету, изображение вторично по отношению к месту, занимаемому блоком. К пространственному типу относятся все святилища внешней зоны в ориньяке, часть святилищ в граветте, протомадлене и солютре.

Второй тип святилищ условно назван «панорамным». В данном случае все или почти все фигуры переносятся на плоскость стены или свода, образуя многофигурные фризы, и пространственные связи между блоками заменяются на композиционное единство изображений на плоскости. К панорамным святилищам можно отнести практически все памятники мадлена III и ряд памятников солютре.

Ниже будут рассмотрены святилища обоих типов в культурно-хронологическом порядке, что необходимо для построения эволюционной схемы развития святилищ «открытого» типа.