Устройство святилища

Выше уже отмечалось, что солютрейские отложения верхней террасы Фурно-дю-Дьябль находились внутри хижины и делились на три уровня, которые относились к верхнему солютре. Вероятно, хижина с самого начала строилась для размещения в ней святилища. Блок «В», найденный лежащим на этом слое, в какой-то степени подтверждает это. Показательными являются в данном отношении и 135 разноцветных кварцитовых галек, уложенных прямоугольником 9 × 15 штук. Пейрони полагал, что это мог быть шумовой инструмент или передник, основа которого разрушилась288.

Так или иначе, но только начиная со среднего уровня солютре, мы можем определенно говорить о святилище. Скорее всего, в это время был украшен блок «С». В северо-западном углу хижины, где он располагался, археологический слой имеет меньшую мощность, чем в других местах, и средний горизонт был здесь первым культурным слоем289. В пределах этого слоя под блоком было найдено несколько килограммов красной охры. Некоторые куски имели форму карандашей и сохранили следы использования. Кроме того, обнаружены крупные оформленные куски оксида марганца290.

В подстилающем стерильном слое желтоватого цвета Пейрони обнаружил три круглых дыры, заполненные коричневой землей. Они имели диаметр около 0,2 м и глубину 0,4 м. По мнению Пейрони, это следы столбов, составлявших опору конструкции, загораживающей разрисованный блок291. Любопытно также, что все три объекта мобильного искусства из Фурно-дю-Дьябль были найдены недалеко от этого блока или прямо перед ним292. Таким образом, в этом углу хижины был создан некий «тайный уголок», где были сосредоточены самые разнообразные «сакральные» объекты.

Определенные проблемы возникают с блоком «А». Его основание располагалось на нижнем солютрейском слое, а вершина выступала за пределы верхнего. Пейрони считал его творением последних солютрейцев, что доказывалось нахождением недалеко от блока большого резца, который мог служить орудием скульпторам, а также тем, что блок «А» был подперт с правой стороны большой глыбой, лежащей на первых двух слоях293. Такой точки зрения придерживаются и другие авторы294. Пейрони пишет, что пол хижины был углублен для установки блока, а позднее, при оставлении места, камень был забросан землей, что и объясняет его перекрытость верхним слоем295. Однако, на мой взгляд, «Большой» блок мог быть установлен еще в среднюю эпоху эксплуатации хижины, о чем свидетельствует не только его положение на нижнем солютрейском уровне, но и три подпирающих его в основании камня. Последним солютрейцам незачем было бы подпирать блок в нижней части, так как он вполне мог, во-первых, опираться на край ямы, выкопанной в среднем слое, и, во-вторых, на камни, установленные по этому краю. Возможно, как-то связан с блоком и найденный за ним в пределах среднего уровня пучок очень тонких биконических костяных палочек296. С другой стороны, последним солютрейцам хижины пришлось бы выкопать изрядную яму, чтобы были видны фигуры, изображенные в нижней части блока. Вопрос мог быть решен более определенно, если бы была известна точная стратиграфическая ситуация вокруг блока «А», но, похоже, сам Пейрони знал ее лишь примерно, так как блок был обнажен в его отсутствие.

Итак, во времена среднего солютрейского уровня мы застаем в Фурно-дю-Дьябль довольно странную картину. В пределах хижины напротив входа стоит блок, покрытый гравировками и барельефами, а в дальнем, отгороженном углу, фактически на стене, нанесены изображения краской. Создается впечатление, что в дальнем левом углу смоделировано путем искусственного затемнения пещерное святилище, тогда как правая часть хижины имеет все признаки «открытого» культового места.

Фурно-дю-Дьябль, в отличие от многих других святилищ «открытого» типа, не связано с достаточно обширным поселением, что вызвано, скорее всего, наличием «пещерного» элемента в его структуре. Хижина служила жилищем лишь для нескольких человек (возможно, даже только для одного), обслуживающих святилище.

В пределах хижины можно выделить три зоны: две сакральные – модель пещеры и область блока «А» и зону обитания с большим количеством кухонных остатков в юго-западной части. Насколько эта структура сохранилась в период верхнего слоя, очень трудно определить. Вероятно, она включала оба блока (разрисованный и «Большой») и, по крайней мере, часть изображений «Большого» блока могла быть выполнена именно в это время. Но, с другой стороны, блок «С» мог уже и не играть в святилище никакой роли, или эта роль была иной. Блок «С» благодаря своему расположению на талусе был доступен в период верхнего уровня. Но насколько сохранялась преемственность от уровня к уровню, определить сложнее. Для «Большого» блока это несомненно. То, что маленький скульптурный блок «В» находился недалеко от блока «А», доказывает, что для создателей святилища это место в северо-восточном углу хижины являлось важным и значительным, что определялось, по-видимому, объективными условиями ориентированности блока.