Устройство граветтского святилища

Оставленный Лаланном план, который был позднее дополнен Буиссони, дает общее представление о расположении блоков в Лоссель. Однако далеко не все находки нанесены на эту схему. Мы не можем достаточно четко определить, какие блоки входили в структуру святилища, а какие надо отнести, скорее, к мобильному искусству. Только блок «А» и окрашенный выступ скалы являются действительно непо-
движными. Все остальные экземпляры обладают сравнительно схожими размерами, но различаются по сюжетам и технике. Вряд ли критерий техники (барельеф/гравюра) может служить для определения «роли» блока в святилище. Вполне вероятно, что «мобильность» большинства блоков Лоссель связана с подвижностью структуры святилища. Блоки могли переставляться в зависимости от неизвестных нам обстоятельств. Неподвижные элементы могли служить своего рода неизменным каркасом или «стержнем». Так или иначе, но малые блоки в любом случае группировались, видимо, вокруг окрашенного скального выступа, который служил центром. Каким-то образом учитывалось и положение блоков относительно «Венеры с рогом».

Попытки проникнуть в тайну структуры лоссельского комплекса предпринимаются уже давно. Известная реконструкция Замятнина208 в значительной степени не учитывает особенностей размещения блоков и не отводит никакой роли окрашенной скале.

Б.А. Фролов придает большое значение тому факту, что женские фигуры отделены от фигур мужчины и лани расстоянием около 5 м209, но не учитывает, что блок «с» с изображением головы лошади находится совсем рядом с «Берлинской Венерой», да к тому же мы не знаем, где располагались остальные изображения животных. Такие представления Б.А. Фролова основаны, несомненно, на реконструкции Замятнина, который, как уже отмечалось, не придавал значения ряду элементов святилища, более того, мог не знать о существовании многочисленных изображений животных, опубликованных только после войны.

Наиболее подробная разработка структуры Лоссель принадлежит С.А. Святенко. Одесский исследователь исходит из того, что в структуре Лоссель отражен лунный месяц. Измеряя расстояния между блоками, он выделил модуль в 0,546 м, равный одним суткам210. Однако исследователь допустил при измерениях грубые ошибки. Расстояние между «Венерой с рогом» и «Венерой с прической» он оценивает в 1,5 м, тогда как по плану оно около 2 м, на что указывает сам Лаланн. Расстояние между «Венерой с рогом» и «охотником» не 4,4 м, как пишет автор211, а около 6 м. В принципе, это не играет особой роли, так как просто увеличивает модуль примерно до 0,65 м. Предложенный Святенко подход представляется интересным и перспективным, однако определенная произвольность в выборе «узловых» блоков (блок с лошадью ничем не лучше остальных, кроме того, что он нанесен на план) снижает ценность самой реконструкции.

Однако на сегодняшний день это единственная развернутая попытка вникнуть в структуру Лоссель, исходя из неслучайного расположения блоков. Вполне вероятно, что именно моделирование движения Луны явилось основой для структуры святилища. Несомненно, большую роль должна была играть и ориентация блоков в пространстве.