Граветтские блоки и изображения

 

Блок «А» («Венера с рогом»).

Выставленная ныне в экспозиции Музея Аквитании в Бордо, знаменитая плита с изображением женщины была выполнена на огромном блоке известняка, вероятно, упавшего со свода навеса. Он был достаточно глубоко погружен в слой верхнего перигора (граветта), однако слой не перекрывал изображение. Этот объемный валун имел размеры 1,6 × 1,2 м и был около 1 м высотой. Изображение женщины было ориентировано к скальной стене навеса и расположено на выпуклой поверхности, имеющей легкий отрицательный наклон. Фигура повторяет естественный изгиб поверхности и кажется прогнувшейся в пояснице. Высота изображения составляет 0,42 м.

«Венера с рогом» – одно из немногих полных реалистических наскальных изображений человека (рис. 27). Мы видим фигуру женщины, правая рука которой поднята к плечу и сжимает предмет, напоминающий рог, на котором очень четко прорезаны 13 небольших линий.

Общие очертания фигуры показывают нам достаточно тучную женщину с развитыми жировыми отложениями на бедрах. В районе талии прочерчена неглубокая борозда. На правом бедре находится гравированный знак в форме буквы «Y». Ноги кажутся немного короткими и слишком тонкими для массивного тела. От колен они несколько расходятся и заканчиваются ступнями.

Особый интерес представляет голова. Первооткрыватель полагал, что изображение повернуто к рогу затылком, а удлиненное лицо краем подбородка касается левого плеча174. Но уже в 1912 г. Луи Капитан указал, что лицо женщины с рогом обращено в другую сторону175. Эту точку зрения поддержал и аббат Брейль176. В советской литературе, начиная с Замятнина177, сохранялась точка зрения Капитана. Но современные французские исследователи, такие как Брижит и Жиль Деллюк, Дюар, склоняются к мнению Лаланна.

Такие противоположные трактовки возникают из-за отсутствия четкой моделировки деталей лица, так как поверхность скульптуры в области головы повреждена. Кроме того, если считать за лицо полукруглую выпуклость в правой части головы, то легко объяснить необычное и громоздкое образование в левой части как ниспадающие волосы. Однако несмотря на всю привлекательность этого, скорее всего, лицо скульптуры все же обращено в противоположную сторону. На мой взгляд, четко выделена нижняя челюсть и, возможно, различимы другие детали лица. Трудно понять, что означает клювовидное продолжение лица «Венеры с рогом», быть может, это действительно волосы, расположенные необычным образом. Впрочем, вряд ли следует считать вопрос о лице этой фигуры решенным.

Что касается анатомического строения «Венеры с рогом», то, по мнению Дюара, мы видим здесь уже рожавшую и вновь беременную женщину178. Б. и Ж. Деллюк сделали предположение, что чрезмерные жировые отложения на бедрах свидетельствуют о наследственной обычно прогрессирующей липодистрофии, спровоцированной беременностью, что подтвердили специалисты-эндокринологи179.

Фигура «Венеры с рогом» выполнена в технике барельефа. Поверхность скульптуры зашлифована, во многих местах видны следы окрашивания в красный цвет.

Блок «С» («Охотник»).

Это известковая плита размерами 0,45 × 0,24 м и примерно 0,1 м толщиной. Она была обнаружена Г. Лаланном в разбитом состоянии, но куски хорошо подошли один к другому. Вероятнее всего, ее форма соответствует первоначальной.

На блоке в легком рельефе выполнено изображение человеческого существа (рис. 24). Голова обрывается по верхнему краю плиты. Лаланн писал, что затылок очень выдается, подбородок заострен и хорошо различим глаз180. Супруги Деллюк указывают, что не обнаружили в районе головы следов инструментов и, следовательно, голова образована естественным рельефом камня. Так или иначе, лицевой отдел выделен, и лично у меня сложилось впечатление некоторой звероподобности этого образа.

Плечи фигуры приподняты, и голова оказывается зажатой между ними. Правая рука отброшена назад, виден только небольшой участок предплечья. Левая рука вытянута вперед и примерно в районе локтя обрывается у края блока.

Тело несколько сужается в талии, в районе которой идут две глубокие поперечные борозды, образуя, по мнению многих исследователей, пояс. В центральной части этого «пояса» находится овальная выпуклость естественного происхождения с довольно глубокой купулой посередине, в результате чего «пояс» приобретает вид настоящего ремня. От «пояса» вправо и вниз идут две короткие параллельные черточки.

Ягодичная область очень высокая и крутая. Ноги плотно сжаты, расходятся ниже колен и обрываются чуть выше щиколоток. Передние поверхности бедер выпуклые.

От правого плеча на грудь идет ряд из 13 или 14 параллельных горизонтальных черточек. Деллюк полагают, что эти линии имеют, скорее, естественное происхождение181. Отдельные следы инструментов разбросаны по всему корпусу и, возможно, даже и перед фигурой. К сожалению, условия осмотра блока не позволили сделать более точные заключения.

Мы не видим ничего, что могло бы указать нам на пол этого существа. Начиная с Г. Лаланна и по сегодняшний день, существо с блока «С» считается мужчиной, чему способствует стройное тело, отсутствие женской груди и, не в последнюю очередь, на мой взгляд, поза. Но еще в 1976 г. доктор Паль указал, что, быть может, речь идет об изображении молодой женщины. К такому же выводу (с соответствующими оговорками) пришел и доктор Дюар182. Анри Дельпорт также не считает эту версию бессмысленной, указывая на определенное сходство между «охотником» и «бесстыдной Венерой» из Ложери-Бас183.

Путем простого анализа изображения вопрос о поле «охотника» вряд ли может быть решен. Имеются аргументы в пользу той и другой версии. Во многих предпринимавшихся до сих пор семантических реконструкциях охотник-мужчина был обязательным элементом. Но при ином подходе это становится не столь обязательным.

Перед нами фигура, нижняя часть которой видна развернутой в три четверти, а верхняя практически анфас, на что указывает положение рук и плечевого отдела. Создается впечатление, что существо откинулось назад. Такая поза, а также положение рук позволили высказать мнение о том, что на блоке «С» изображен мужчина, стреляющий из лука или кидающий дротик. Перечислять всех авторов, кто придерживался и придерживается этого мнения, нет смысла. Такая позиция настолько укоренилась, что Б.А. Фролов прямо пишет о наличии среди изображений из Лоссель «вооруженного охотника»184, тогда как никакого намека на какое-либо оружие на блоке «С» нет.

Между тем есть и другие высказывания, объясняющие позу этого существа. А. Леруа-Гуран не исключал возможность того, что здесь мы имеем фрагмент знаменитой сцены «человек – бык (бизон)», известной по Ляско и другим памятникам185. На мой взгляд, такое предположение не лишено смысла, учитывая, что у фигуры явно нарушено равновесие. Другое, заслуживающее внимания, мнение поддерживает Дюар, но впервые, на мой взгляд, оно было высказано одесским исследователем А.П. Святенко. Эти авторы полагают, что изображено танцующее или вращающееся существо186. Последние две версии представляются мне более предпочтительными, чем простая концепция «охотника» или «стрелка».

Блок «В» («Женщина с разграфленной головой»).

Это небольшая плитка известняка размером 0,39 × 0,38 м, имеющая максимальную толщину около 0,09 м. Блок, видимо, дошел до нас в своем первоначальном виде и имеет подтреугольную форму (рис. 26).

Этот камень был обнаружен Г. Лаланном в слое верхнего перигора (граветта), в двух метрах восточнее блока «А».

Изображение женщины расположено в левой части блока. Его высота 0,39 м. Голова имеет ту же форму, что и у «Венеры с рогом», и исследователи по-разному ориентируют ее поворот. По Лаланну и Дюару, женщина смотрит в левую сторону187, по мнению остальных авторов – в правую. В средней части голову пересекают две глубокие горизонтальные линии. Вся голова, кроме треугольного участка у правого плеча, покрыта горизонтальными линиями разной длины, точное количество которых трудно установить. Но, по крайней мере, некоторые из коротких линий сгруппированы по две. В центральной части головы видны три длинных вертикальных черты, которые пересекают горизонтальные, из-за чего создается впечатление «разграфленности». Обычно эти линии интерпретируются как передающие прическу, аналогичную «прическе» виллендорфской «Венеры» или «дамы» из Брассемпуи. Плечи покатые. Правая рука спускается вдоль тела, левая согнута в локте, практически зеркально повторяя положение руки с рогом у изображения с блока «А». Трудно понять, держит ли что-либо «дама с прической» в своих руках или нет. А. Дельпорт полагает, что, возможно, в левой руке у нее рог, а в правой – неопределенный предмет188.

Сильно вытянутые и немного асимметричные молочные железы накрывают всю грудную клетку. Соски не обозначены. Живот имеет овальную форму и вырезан очень глубокой линией. Правое бедро намечено двумя короткими линиями, левое либо не было изображено, либо уничтожено отпадением части лицевой поверхности блока. Что касается области лобка, то она выглядит очень массивной и выпуклой. При моделировании использовался естественный рельеф камня, это можно сказать и обо всей скульптуре в целом.

Данная фигура отличается наибольшей объемностью из всех лоссельских барельефов. При ее изготовлении почти не использовалась техника пикетажа, а применялось достаточно глубокое удаление окружающей поверхности, особенно вдоль правого края скульптуры. На блоке сохранились следы краски.

Блок «G» («Берлинская Венера»).

Был найден примерно в 5 м восточнее «охотника» и немного ближе к внешнему краю платформы. Муляж этого блока имеет максимальную высоту 0,43 м и ширину 0,38 м, толщина колеблется от 0,11 до 0,12 м (рис. 27 и 27а).

Настоящее местонахождение блока неизвестно, но до Второй мировой войны он находился в Берлине. (Один из французских коллег полушутя посоветовал мне искать в России.)

Фигура женщины, которая находится на этом блоке, имеет круглую голову. В области лица изображение повреждено. Левая рука согнута в локте, но линии ее плохо сохранились. Правая слегка согнута и вытянута в сторону и, вероятно, держит (кисть не изображена) некий предмет в форме буквы «С». В этом предмете видели и желудок, и рог бизона, и рог горного козла. Б. и Ж. Деллюк полагают, что нет особых оснований считать, что это рог бизона189, но в другом месте пишут, что он напоминает рог «Венеры с рогом»190.

Грудь объемная, асимметричная, доходит до уровня бедер. Живот оформлен в виде ромба способом, аналогичным применяемому на блоке «В». Таз и бедра очень широкие. Ноги, которые видны только выше колена, кажутся плотно сжатыми. Четко выделены паховые складки и «женский треугольник». Между правой рукой и телом вырезан знак в форме креста.

Правее и чуть выше основного изображения находится еще одно. Это нечто вроде тени первой фигуры. Муляж не позволяет четко судить, что же здесь изображено, но, вероятно, это антропоморфное существо. Видны только «голова» и правое, очень покатое плечо, причем «лицо» повреждено. У Г. Лаланна сложилось впечатление, что это ребенок191.

Блок «К» («Игральная карта»).

Это известковая плита: высота 0,44 м, ширина 0,33 м и толщина около 0,05 м. Она была обнаружена Лаланном в нижней части первого солютрейского слоя. Блок дошел до нас в первоначальном состоянии.

Изображение (высота 0,19 м) располагается в левой верхней части лицевой поверхности. Это знаменитая «антипоидальная» фигура
(рис. 25). Хотя очевидно, что на этом блоке расположены два антропоморфных персонажа, их очертания довольно трудно определить. Верхний кажется сидящей или стоящей на коленях женщиной. У нее круглая голова, от которой отходят две выбитые линии. Грудь свисает на живот, который четко выделен, как и жировые складки на талии. Руки идут вдоль тела и касаются окончаний ног, которые кажутся изображенными в перспективе.

Под фигурой женщины выбиты голова и плечи еще одного персонажа, по своему стилю сходного с предыдущим. Супруги Деллюк, тщательно исследовавшие изображение, пришли к выводу, что эта нижняя фигура повреждена в некоторых местах, в частности в районе груди, уже после извлечения из слоя192.

Такое необычное сочетание фигур вызвало массу толкований. Эту комбинацию объявили и сценой коитуса, и рождением ребенка, и танцем. На мой взгляд, следует согласиться с мнением Леруа-Гурана и Дельпорта193, что нет графических оснований интерпретировать эту композицию как роды или коитус. «Ребенок» слишком велик, да и сдвинутые бедра женщины явно не способствуют родам. С другой стороны, нижний персонаж по своим морфологическим особенностям (круглая голова, покатые плечи) практически идентичен другим женским персонажам Лоссель, а также правой фигуре на скульптурном блоке из Терм-Пиала. Брижит и Жиль Деллюк считают, что речь идет об относительно симметричном изображении двух женщин и, возможно, имеется глубокая связь между «игральной картой» и блоком из Терм-Пиала194.

Леруа-Гуран сделал предположение, что в случае «игральной карты» мы имеем дело с использованием наброска первоначального изображения, остатками которого является нижняя из фигур195.

А.П. Святенко полагает, что на «игральной карте» могут быть изображены два взявшихся за руки (это отмечалось и С. Гидеоном196) и вращающихся человека197. Гидеон предложил свои толкования этого изображения, указывая, что речь может идти об андрогине или существе, воспроизводящем самое себя198.

Столь многочисленные толкования, порожденные необычностью сцены и трудностями с прочтением линий, показывают, что проблема не может быть разрешена, исходя лишь из анализа самого изображения. В своих интерпретациях авторы основываются часто на представлениях о смысле всей композиции Лоссель. И если считать, что Лоссель – отражение «культов плодородия», то «сцена коитуса» и «сцена рождения» оказываются совершенно идентичными, и выбор зависит, скорее, от вкусов автора.

Увлекаясь анализом антропоморфных персонажей, исследователи обычно упускают довольно странный знак, выбитый левее изображения, на уровне плеч нижней фигуры. По своей форме этот знак напоминает заводной ключ от детской машинки или часов. Дюар полагает, что это может быть изображением плаценты с пуповиной199. Но нельзя исключать и такую возможность, что здесь мы видим некий предмет, который держит в руке нижний персонаж, подобно женщинам с других блоков. Впрочем, против такого толкования может быть масса возражений.

С «игральной картой» связана еще одна проблема. Выше уже указывалось, что этот блок был найден Лаланном в основании нижнего солютрейского слоя, который не распространялся до пределов «целлы», где
были найдены остальные блоки с женскими изображениями. Кроме того, рельеф изображения очевидно менее глубок, чем на остальных блоках, а техника пикетажа, с помощью которой выполнена фигура, применялась на остальных блоках крайне ограниченно. Хотя размеры плиты близки размерам большинства предыдущих, но сама фигура гораздо мельче, учитывая к тому же, что мы имеем дело фактически с двумя персонажами. Сама композиция, помещенная на блоке, также необычна.

С другой стороны, реалистичность изображения женщины, некоторые особенности стиля сближают этот блок с остальными, и многие исследователи включают «игральную карту» в единую композицию с другими блоками. На мой взгляд, на сегодняшнем этапе крайне затруднительно решить эту проблему. Имеются аргументы для обеих точек зрения. И хотя очень заманчиво включать «игральную карту» в общую совокупность граветтских блоков Лоссель, это следует делать с некоторыми оговорками и большой осторожностью.

Блок 5 (рис. 33 и 34).

Это небольшая известковая плита желтоватого цвета, покрытая коричневой патиной. Толщина не превышает 0,1 м, максимальная длина 0,4 м, высота 0,27 м. Плита имеет грубую подтреугольную форму и была использована палеолитическими людьми в своем натуральном виде, без подправки, только лицевая сторона лишь слегка уплощена.

На блоке 5 находится достаточно необычное изображение. В верхней части камня идут две глубокие (0,6–0,7 см), почти параллельные черты. Верхняя из них упирается в аккуратно выполненную купулу, которая имеет форму головки полового члена. От этой купулы в разных направлениях отходят несколько гравированных черточек. В левой части блока, между уже упоминавшимися параллельными бороздами, находится еще одна купула, имеющая овальную форму. От нее, в направлении большой купулы, идет неглубокая, выбитая легкими ударами линия.

Не приходится сомневаться, что перед нами изображение фаллоса, дополненное деталями непонятного значения.

Блок 5, вероятно, принадлежит к верхнему перигору (граветту), поскольку он единственный подходит под описание Г. Лаланна, данное в одной из публикаций: «Мы встретили в этом уровне несколько известковых блоков со следами использования. Один из этих блоков несет… купулы и расходящиеся линии» 200.

Блок «а».

Это продолговатая глыба известняка, высота ее примерно 0,4 м и ширина 0,15 м. Насколько мне известно, этот блок еще не был объектом специального изучения, что связано, вероятно, с его необычностью. Он был опубликован Буиссони, и изображение на нем интерпретировалось как грубая мужская фигура с напряженным фаллосом201,
и это определение, без комментариев, перешло в публикации других авторов.

Этот блок ныне выставлен в экспозиции Музея Аквитании в Бордо, где я и имел возможность с ним ознакомиться. Надо сказать, что он произвел очень неоднозначное впечатление. Фигура на нем, если таковая действительно есть, кажется словно вырубленной. Изображенное существо – это какой-то косолапый урод с гигантским, свисающим между ног фаллосом. Фигура не имеет, на мой взгляд, аналогов в палеолитическом искусстве и очень далека от изящно моделированных человечных тел на других блоках Лоссель, хотя происходит, вероятно, из одного с ними археологического слоя.

Блок «в» (рис. 29).

Это небольшая известковая плитка (0,21 × 0,16 м) была найдена недалеко от «охотника». На ней тщательно вырезано изображение лани, причем так, что голова и туловище находятся на разных сторонах плитки.

На фигуре видны три серии черточек (7 или 8 на боку, 7

на шее,
6 на горле и груди). Под брюхом расположены чашевидные углубления и две черточки. Еще одна короткая линия находится чуть выше и правее хвоста.

Необычное расположение лани на блоке по-разному трактуется исследователями. А.П. Святенко объясняет это желанием художника передать идею вращения, нашедшую отражение и в других изображениях из Лоссель202. Б.А. Фролов замечает, что таким необычным образом животное поделено на промысловую (голову) и детородную (туловище) части203, что представляется курьезным.

Блок «с» (рис. 30).

Это довольно большая плита, близкая по размерам (0,45 × 0,25 м) и форме блоку с «охотником». На ней различимы две головы животных. Верхняя принадлежит какому-нибудь травоядному, возможно, оленю, на нижней, скорее всего, изображен хищник из породы кошачьих или фантастический зверь. Это второе животное дано с открытой пастью и словно заглатывает две небольшие купулы. Обращают на себя внимание довольно большие круглые глаза обоих животных. Между указанными головами расположен ряд гравированных линий и, быть может, изображение фаллоса. Весь блок густо окрашен красной охрой.

Блок «d» (рис. 8).

Подтреугольный блок размером 0,3 м × 0,25 м. На нем находится фигура животного в правом профиле. При моделировании использованы гравировка и барельеф. Буиссони204

и Лямен-Амперер205

полагали, что это, возможно, гиена. Однако, следует согласиться с мнением
Б. и Ж. Деллюк206, что это скорее мамонт. Хотя бивни и шерсть не изображены, но горб и характерное положение головы свидетельствуют в пользу данной трактовки.

Блок «e».

Эта небольшая плитка известняка (0,25 × 0,16 м) найдена недалеко от «Берлинской Венеры». В правой части помещено барельефное изображение правого профиля головы и шеи лошади. Высота фигуры 0,15 м. Четко выделены детали морды: ноздря, рот, глаз, уши.

Блоки «f», «g», «h», «i».

Мне не удалось ознакомиться с ними, но, по различным упоминаниям, они представляют cобой следующее:

блок «f» – это удлиненная пластинка (0,15 м) с изображением змеи или угря;

блок «g» – размером 0,3 × 0,2 м, возможно, дано изображение птицы, напоминающей ворона (0,18 м);

блок «h» – размер 0,25 × 0,25 × 0,25 м, на нем выгравирована, по крайней мере, одна голова лошади (0,15 м);

блок «i» размеры не известны, изображение нечеткое, по мнению супругов Деллюк, возможно, мамонт.

Блок «k».

Эта подтреугольная плита (0,34 × 0,21 м) покрыта многочисленными тонкими гравированными линиями, которые образуют разного рода фигуры, большей частью не поддающиеся интерпретации. Но в левой части блока четко видна голова лошади, а также древообразные фигуры, достаточно часто встречающиеся на объектах мобильного искусства (рис. 31).

Другие объекты.

При раскопках Лаланном была обнаружена чрезвычайно любопытная известковая скульптура (высота 0,064 м), изображающая головку полового члена (рис. 37). На одну из сторон палеолитический художник поместил изображение вульвы. В совместной статье А. Руссо и Жан-Пьер Дюар пришли к выводу, что это реалистическое изображение вульвы взрослой рожавшей женщины207. Скульптуры такого рода очень редки, учитывая еще и редкость реалистических, анатомически верно выполненных изображений женских гениталий.

Интерес представляет небольшой (примерно 0,18 м), хорошо обработанный блок, выполненный в форме сектора круга. По внешнему краю идет девять глубоких зарубок, расположенных на одинаковом расстоянии. Непонятно, обломан ли этот камень по краям.

Любопытны еще два каменных объекта: усеченный конус (высота около 0,12 м) и ромбовидный в сечении удлиненный предмет (примерно 0,09 м), сужающийся к одному из концов.

Добавить комментарий