Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите причины проведения реформ в 60-70-е гг. XIX в.

2. В чем суть и каковы результаты крестьянской реформы 1861 г.?

3. Какие меры были приняты по совершенствованию государственного управления?

4. Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы?

5. Какие изменения произошли в стране в итоге проведения судебной, образовательной и военной реформ?

6. Почему реформы 60-70-х гг. XIX в. называют либеральными?

7. Каковы позитивные черты в реформах 1860-1870-х гг. и в чем их ограниченность?

8. Каковы последствия и значение реформ 60-70-х гг. XIX в. для России?

9. В чем причины революционного движения в пореформенной России?

10. Почему в России не была принята конституция?

11. Почему Александр III не стал продолжать реформы 60-70-х гг. XIX в.?

12. Как развивалось общественное движение в России во второй половине ХIХ в.? Какое влияние на развитие общества оказывали консервативное, либеральное и революционно-демокра-тическое направления?

13. Проанализируйте ответ Александра II на вопрос генерал-губер-натора Москвы Закревского по поводу возможной отмены крепостного права, заданный на торжественном обеде в Москве 30 марта 1856 г.: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".

Насколько логичным было заявление императора? Насколько убежденным реформатором был Александр II ? Чем непосредственно была вызвана правительственная политика либерализации  начала 1860-х - начала 1870-х гг.?

14. Отметьте, что из перечисленного ниже отражает буржуазный характер реформ 1860-1870-х гг.:

а) личное освобождение крепостных;

б) сохранение для крестьян сословного суда;

в) сохранение помещичьего земледелия;

г) всесословный характер земств;

д) наделение крестьян землей;

е) введение состязательности судебного процесса;

ж) появление отработочной системы;

з) имущественное расслоение крестьянства;

и) введение всеобщей воинской повинности.

15. Расположите события в хронологической последовательности.

1. Судебная реформа.

2. Речь Александра II перед московским дворянством.

3. Университетская реформа.

4. Проект М.Т. Лориса-Меликова.

5. Цензурная реформа.

6. Отмена крепостного права.

7. Начало работы Редакционных комиссий.

16. Заполните предлагаемую ниже таблицу.

Название реформы

Год

Основное
содержание

Автор
реформы

Крестьянская реформа

     

Судебная реформа

     

Университетская
реформа

     

Военная реформа

     

17. Проанализируйте приведенные ниже высказывания об Александре II. Какое из них, по вашему мнению, более близко к истине? Обоснуйте свою точку зрения.

"Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране в мирное время, где приходилось бы только охранять Но ему недостает темперамента преобразователя" (А.Ф. Тют-чев).

"Нельзя не изумляться редкой твердости государя, который один обуздывает настоящую реакцию и силу инерции" (Н.А. Милютин).

18. Заполните пропуски в тексте.

Революционное движение в России прошло в XIX в. несколько этапов.

Сначала дворяне-радикалы, получившие название

.,

попытались изменить судьбу страны с помощью

переворота. В середине столетия им на смену приходят революционеры, получившие от И.С. Тургенева прозвище

Они боготворят народ, особенно , а в общине видят ячейку социализма. В 90-е гг. в революционном лагере России начинает набирать силу , у истоков распространения которого стоят Г.В. Плеханов и организованная им группа .

19. Уберите лишнее.

Временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, община, "отходники", присяжные, сельский сход.

20. Дайте определение следующим историческим понятиям:

выкупные платежи - это ..

земство - это .

реформа - это..