Военные реформы (1861–1874 гг.)

Во всех сферах государственной жизни, кроме военной, реформаторская деятельность с середины 1860-х гг. продолжалась по инерции, принимались положения, корректирующие реформы. Не всегда царь-освободитель был последователен. Причин этому было немало. Во-первых, трудно было отвергать целесообразность проверки новых институтов жизнью, прежде чем продолжать ускоренными темпами дальнейшее реформирование страны.

Во-вторых – польское восстание 1863 г., недовольство помещиков отменой крепостного права и передовой части русского общества отсутствием широких политических прав, неожиданная смерть наследника престола цесаревича Николая Александровича в апреле 1865 г. в возрасте 21 года, покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на царя, финансовые трудности.

В-третьих, внимание Александра II с середины 1860-х гг. в большей степени, чем раньше, было сосредоточено на внешнеполитической обстановке, на войнах в Европе, которые привели к изменению соотношения сил и перекройке границ, к образованию новых государств (объединенной Германии и независимой Италии).

Военные реформы 1861–1874 гг. состоялись под влиянием международной обстановки, опыта европейских войн, наглядно подтвердивших преимущество современной системы комплектования армии, и личной роли Александра II, не отступившего ни от одного своего решения в этой сфере.

Задача реформирования российской армии в правление Александра II стояла на втором месте, после реформы отмены крепостного права. Неудачи в Крымской войне подтолкнули правительство и военное ведомство во главе с Д.А. Милютиным на коренные изменения в армии. Проанализировав причины неудач, Александр II уже в 1855 г. создает специальную "Комиссию для улучшения по военной части" под руководством боевого генерала Ф.В. Ридигера. Военного министра периода правления Николая I, князя В.А. Долгорукова, сменяет в 1856 г. генерал-лейтенант Н.О. Сухозанет. За 5 лет пребывания на посту министра он принял ряд существенных изменений. Перечислим их:

– все солдатские дети были исключены из военного ведомства и обращены в свободное податное сословие;

– окончательно, в 1857 г., были отменены военные поселения;

– в 1859 г. обязательный срок в сухопутных войсках был сокращен до 15 лет, во флоте – до 14 лет;

– сокращена численность армии, распущено ополчение;

– уменьшился призыв рекрутов;

– сократились квартирные и постойные повинности.

Однако для проведения необходимых коренных преобразований в армии Н.О. Сухозанет был не готов. В1861 г. военным министром был назначен генерал-адъютант Д.А. Милютин. Через два месяца после вступления в должность он предложил общую программу военных преобразований. Она охватывала все области военного управления и организации армии, ее комплектования, вооружения, обучения и воспитания. К подготовке этой обширной программы было привлечено все военное министерство. Ближайшими помощниками Д.А. Милюти-на стали полковник В.М. Аничков, генералы Н.Н. Обручев, К.П. Кауф-ман, Э.И. Тотлебен, Ф.Л. Гейден.

Главным принципом новой организации вооруженных сил министр и его помощники считали создание запаса людей, знакомых с военным делом, и который в случаи необходимости можно было быстро призвать в армию. Военные преобразования начались с реорганизации центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов. В результате реорганизации департамента Генерального штаба образовался Главный штаб, который находился в составе министерства до 1905 г. В его компетенцию входили вопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военной разведки, военно-научной работы. Начальник Главного штаба назначался императором, был первым помощником и заместителем военного министра и возглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус. 1 января 1869 г. Александр II утвердил новое "Положение о Военном министерстве", в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточилось в особе государя-императора; была утверждена новая структура Военного ведомства.

1raz9elite2
Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходила и реорганизация местного военного управления.

В период 1862–1867 гг. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить чрезмерную централизацию, сковывающую инициативу и самостоятельность руководства на местах в решении даже мелких вопросов. Вся территория империи была разделена на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий (он же генерал-губернатор). Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшую раньше волокиту, несогласованность и споры между строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями. Вместе с задачами децентрализации военного управления и создания условий для оперативного развертывания частей во время войны на командующих округов возлагалась и другая задача – оказывать содействие гражданским властям в сохранении порядка в крае. В результате проведенных преобразований в 1862–1869 гг. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Военного министерства остались вопросы управления, которые имели значение для всей армии. Сократился аппарат этого министерства, уменьшилась канцелярская переписка.

В 1867 г. Александр II утвердил военно-судебный устав. Военно-судебная реформа, на которой настаивал Д.А. Милютин, заключалась в создании постоянных военно-судебных органов, соответствующих новой структуре армии и введению современных правил военного судопроизводства и судоустройства. Устанавливались три судебные инстанции: полковая, военно-окружная и Главный военный суды. Согласно военно-судебной реформе суды признавались независимыми от административных органов, учреждались должности следователя и военного прокурора, формально отменялись сословные привилегии подсудимых, устанавливался порядок обжалования приговоров. Военно-полевому суду могли быть переданы не только военные служащие, но и гражданские лица, если они находились на территории, объявленной на военном положении. Это могло быть использовано против революционного движения. В 1868 г. был утвержден воинский устав о наказаниях. По этому уставу вводились два вида наказания: уголовные и исправительные.

Главным элементом реформы стал закон 1874 г. об отмене рекрутчины и введении всеобщей воинской повинности, обязательной для мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных к воинской службе. Воинскую повинность раньше несло только податное сословие, крестьяне и мещане. Чтобы убедить Александра II ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось время и франко-прусская война. Еще в 1862 г. по инициативе Д.А. Милютина была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава, но работа продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Дворянство всеми силами сопротивлялось всесословной воинской повинности, которая заставила бы их отбывать ее наравне с мужиками. Особенно критиковали идею всеобщей воинской повинности фельдмаршал А.И. Баратинский, шеф жандармов П.А. Шувалов, Д.А. Толстой, генерал Р.А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П. По-бедоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали сословную неприкосновенность. Негодовали купцы, им не нравилось, что в случае введения всеобщей воинской повинности нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины.

1raz9elite2

Затянувшуюся реформу военных сил ускорила франко-прусская война. Пруссия, имея большую воинскую повинность, лучше устро-енную армию, хорошо обученных солдат, разгромила Францию.

В 1870 г. военный министр в очередной раз представил императору записку по разработке устава о воинской повинности. она была одобрена императором. И через несколько дней были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая – по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. По завершении работы комиссий в 1873 г. были представлены проекты Устава о воинской повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности в Государственном совете развернулась ожесточенная борьба. Многие из членов совета считали эту реформу преждевременной и требовали привилегий для дворянства.

1 января 1874 г. Александр II утвердил закон о воинской повинности в том виде, в каком он был представлен Д.А. Милютиным. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 20–40 лет. Защита отечества становилась "священной обязанностью" каждого русского гражданина. Нанимать за себя другого или откупаться деньгами было запрещено. Молодые люди, достигшие 20 лет, обязаны были приписаться к своему призывному участку и участвовать в жеребьевке. Лица, вытянувшие номер, означавший зачисление на службу, поступали в ряды войск, а те, кто не вытянул такой номер, зачислялись в государственное ополчение.

Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет – на действительной службе и 9 лет – в запасе, на флоте служили 10 лет, из них 7 лет – на действительной службе и 3 года – в запасе. Срок службы зависел от образования. Лица, имеющие высшее образование, служили 6 месяцев на действительной службе и 14 лет – в запасе. Призывники, окончившие гимназию, служили полтора года (в запасе 13 лет), призывники с начальным образованием – четыре года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования. От военной службы освобождались лица, имеющие физические недостатки. Льготы предоставлялись по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобождались от призыва лица духовного звания, деятели науки и искусства. По новому уставу запрещались замена и найм. В армии солдат обучали, развивали, воспитывали нравственно. Были ограничены телесные наказания. В государственное ополчение зачислялись лица, не проходившие военной службы и выслужившие положенное число лет.

Мероприятия военной реформы включали перевооружение армии. Перевооружение армии происходило в несколько этапов и завершилось в 70-х гг. Была произведена замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным. Артиллерийский парк заменили новыми системами орудий, началось строительство парового военного флота. Новое вооружение войск потребовало изменения обучения солдат, много внимания стали уделять одиночному обучению, новым формам ведения боя, строевой и огневой подготовке, было усилено физическое воспитание солдат. В войсках преподавали гимнастику и фехтование, создавались гимнастические городки, сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штурмовать. Изменения коснулись и подготовки военных кадров. Были созданы военные гимназии, новые военные училища, появились юнкерские училища. В военные заведения принимались лица из всех сословий. Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений насчитывалось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус. Появление дополнительных военно-учебных заведений позволило уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Военная реформа произвела изменения в иррегулярных войсках. Части иррегулярных войск, бывшие на действительной службе, были поставлены в равные условия с регулярными войсками, получили новое вооружение. Военные реформы 1861–1874 гг. превратили русскую армию в массовую армию современного типа. Окрепла и повысилась ее боеспособность, сократилась численность армии в мирное время, среди солдат распространилась грамотность, воинская повинность уничтожила привилегии дворян.

1raz9elite2

***

Все реформы 60–70-х гг. XIX в. были следствием осознания части правящей элиты и образованным российским обществом необходимости коренных преобразований в стране.

С окончанием Крымской войны в истории Российской империи началось новое время. Современники назвали это время эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.

Великие реформы преобразовали страну, внесли в нее начала бессословности, самоуправления, демократии.

Связано это время с именем Александра II. Не будучи реформатором по призванию, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Большую роль сыграли и свойства его характера – доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. Оставаясь верным короне, самодержавно-монархи-ческому устройству государства, он стал инициатором и движущей силой радикальных реформ, им были найдены пути проведения реформ и сломлено сопротивление сторонников старых порядков.

Реформы 60–70-х гг. по характеру были буржуазными, либеральными. Экономическое и социальное развитие России второй половины XIX в. определялось условиями и ходом реализации этих реформ.