П.и. Новгородцев

П.И. Новгородцев (1866-1924) – выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей либерализма. Окончил юридический факультет Московского университета, затем продолжил свое образование в Берлине и Париже, защитил докторскую диссертацию, стал профессором Московского университета. П.И. Новгородцев не ограничивался научной и преподавательской деятельностью. Он входил в руководство кадетской партии, избирался депутатом Государственной Думы от Екатеринославской губернии. В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основателем и первым деканом Русского юридического факультета в Праге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" (909 г.), "Об общественном идеале" (1917 г.).

П.И. Новгородцев был одним из основателей концепции "возрожденного" естественного права. Он полагал, что эта теория несправедливо забыта, что естественное право, с его точки зрения, представляет собой неискоренимую потребность человеческого мышления. Согласно этой теории право разграничивалось на естественное право – результат тысячелетнего, прежде всего, нравственного опыта людей, основу которого составляют непреходящие нравственные ценности, широко известные в религиозных постулатах: не убий, не укради, не обманывай, не прелюбодействуй и т.д., и положительное право – действующее законодательство, система административных и правительственных распоряжений. Следует отметить, что наука того времени сводила право исключительно к положительному. П.И. Новгородцев же совершенно определенно, в духе В. Соловьева, указывает, что в основе правопорядка должны лежать нравственные начала.

Таким образом, П.И. Новгородцев высказывает важную мысль о связи права и нравственности, о недопустимости их полного разделения, считая, что только религиозно-нравственное обоснование права и придает ему силу и эффективность, побуждая человека к повиновению. Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразлично для другого. Право же и правосознание подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права:1) не выходить за пределы моральных критериев и 2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном обществе. Иными словами, речь идет о необходимости гармонизации позитивного права с естественным правом, причем естественное право выступает в качестве идеала или нравственного критерия для положительного права.

П.И. Новгородцева следует рассматривать не только как теоретика правового государства, но и как теоретика социального либерализма и социального государства. Он критикует классический либеральный подход к государству как ограниченный. Новгородцев писал, что цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. В этих условиях необходимо создать материальные гарантии свободы. Решение этой задачи, заключал ученый, должно взять на себя государство. Таким образом, Новгородцев обосновывает право каждого на "достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права.