Как избежать конфликта

Конфликт в сфере деловых отношений можно определить как столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками партнеров в условиях их стремлений к достижению целей.

Деловые отношения связаны со сложными, быстро меняющимися ситуациями и определенным риском, что вызывает значительную вероятность возникновения различных конфликтов. Для успешного ведения бизнеса важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и найти пути выхода из конфликта, если такой уже случился. В подобных условиях знание правил этикета уже недостаточно. необходимое и полноценное условие – психологический анализ ситуации, с учетом возможного поведения людей в условиях конфликтной обстановки.

В конфликтных ситуациях с людьми, которые характеризуются повышенной агрессивностью, необходимо соблюдать особую осторожность, избегать любых провокационных действий.

Иногда причиной конфликта может послужить отсутствие внимания и признания со стороны окружающих. В подобных случаях человек может стремиться привлечь к себе внимание не только положительными, но и отрицательными действиями и поступками. Наилучшее решение в данной ситуации состоит, по мнению психологов, в возможности предоставить таким сотрудникам условия, в которых их профессиональные и личностные качества будут раскрыты и признаны окружающими.

Чаще всего конфликт в коллективе возникает, казалось бы, по неизвестной причине. Постарайтесь проанализировать ситуацию. Возможно, причина конфликта состоит в очень простых обстоятельствах, которым вы не придавали значения.

Известный американский психолог Б. Вуд считает, что человеческая жизнь представляет собой процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не в состоянии их избежать, он может только решить, участвовать в выработке решения проблемы или оставить это другим. Многие из нас, к сожалению, не знают и не умеют находить достойный выход из конфликтных ситуаций. Именно поэтому принципиально важно попытаться разобраться в вопросах: что такое конфликт, каковы его причины и, наконец, каковы пути выхода из конфликтных ситуаций?

Ниже приведены типы конфликтов (табл. 1), знание которых позволяет выявить причины конфликта и провести анализ конфликтной ситуации, т.е. поведение людей в отношениях с руководителем или с другими членами коллектива.

Тип конфликта

Горизонтальные конфликты

Вертикальные

конфликты

снизу вверх

Вертикальные

конфликты

сверху вниз

1.Препятствие до­стижению основных целей совместной трудовой деятельности

Действия одного пре­пятствуют успешной деятельности другого. Организационный конфликт

Руководитель не обеспечивает воз­можности успеш­ного достижения цели деятельности подчиненным

Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели его деятельности

2. Препятствие до­стижению личных целей совместной трудовой деятельности

Действия одного препятствуют достижению личных целей другим. Организационный конф­ликт

Руководитель не обеспечивает под­чиненному возможности до­сти­жения его лич­ных целей

Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей

 

Окончание табл.  1

Тип конфликта

Горизонтальные конфликты

Вертикальные

конфликты

снизу вверх

Вертикальные

конфликты

сверху вниз

3. Противоречие действий принятым нормам

Конфликт поведе­ния и норм в группе

Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожи­даниям подчинен­ных

Противоречие дея­тельности под­чиненного как носителя определенной социальной роли ожиданиям руководи­теля

4. Личные конфликты

Личная несовместимость

Лидеры и авторитеты коллектива не оправдывают ожиданий последователей

Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов