Этические проблемы деловых отношений

В современных условиях этика деловых отношений как сфера научно-практического знания переживает значительный подъем.

Ключевые этические проблемы возникают в следующих отношениях:

· между организациями или предприятиями;

· между предприятиями и государством;

· между организациями-производителями и потребителями;

· между организациями и инвесторами;

· предприятий к окружающей среде.

Рассмотрим одну из наиболее актуальных на сегодняшний момент этических проблем: отношение организаций к окружающей среде. Обострение экологической ситуации в мире оказало на бизнес двойственное воздействие. С одной стороны, возникает новая и обширная сфера приложения капитала (разработка безотходных технологий, очистного оборудования, выпуск оборудования по утилизации бытовых отходов, финансирование природоохранных мероприятий и т.п.). С другой стороны, возросли затраты капитала (необходимо платить значительные суммы штрафов за загрязнение окружающей среды, изменять технологию производства с учетом экологических стандартов и т.п.).

Сегодня многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. К наиболее распространенным нарушениям относятся:

· сокрытие информации о последствиях вредных производств для окружающей среды;

· подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер.

· Следует также привести ряд аргументов, обосновывающих принятие управленческих решений, неправильных с этической точки зрения. К ним относятся:

· уверенность в том, что данная деятельность безопасна, т. е. не выходит за рамки этических норм;

· производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

· сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

· промедление с выполнением своих обязанностей.

Для решения проблем в деловых отношениях необходимо выработать комплекс правил, способствующих успешному согласованию интересов бизнеса и общества. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация и гармонизация интересов. Деловое общение должно проверяться этической рефлексией. При этом задача принятия решения по данному конкретному вопросу и соблюдение при этом моральных требований оказывается делом весьма непростым. Рыночные отношения представляют свободу выбора, но вместе с тем порождают комплекс нравственных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения. Именно поэтому предприниматели должны приложить максимум усилий для соблюдения этических норм, используя при этом различные средства, в том числе и обучение персонала этике делового общения.