1.1. Этика деловой коммуникации

Этика деловых отношений– система норм нравственного поведения человека в сфере предпринимательской деятельности.

Деловой мир можно представить в виде следующих составных частей: личность делового человека; условия, в которых осуществляется то или иное дело; деловые отношения и деловой этикет.

Этическая сторона деловых отношений имеет крайне важное значение. Совместная деятельность людей протекает достаточно эффективно при условии соблюдения некоторых этических правил и норм, принимающих характер неписаных законов. Например, недопустимо забывать золотое правило нравственности: не делай другому того, чего себе не желаешь. В сфере бизнеса принципиально важно основывать деловые отношения на нравственных правилах и нормах поведения, которые способствуют развитию сорудничества, т.е. укрепляют сущностную основу бизнеса. Смысл этих норм и правил состоит в укреплении взаимного доверия, в формировании нравственных основ бизнеса. Практика деловых отношений постоянно убеждает, что бизнес, организованный на нравственно-этической основе, оказывается в конечном итоге более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

Слово "этикет" было введено в обиход при дворе Людовика ХIV. На королевских приемах гостям вручали "этикетки" –- карточки с правилами поведения. От их названия образовался термин. Этикетом называли свод правил поведения, но с течением времени это понятие стало приобретать более широкий смысл, распространилось на деловые, политические, культурные и другие отношения.

Этикет – один из ярко выраженных феноменов культуры, затрагивающий всю гамму чувств человека, обогащающий человеческое общение. Его роль в жизни человека всегда была велика. Однако в отличие от ритуалов и обрядов, которые носят скорее демонстрационный характер и отражают культурные традиции народов, этикет основан на практической общественной целесообразности. Он позволяет человеку ориентироваться в социокультурных ситуациях (при знакомстве, приветствии, в общественных местах и т.д.). Важнейшая социальная функция этикета – предупреждение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения предпринимательской деятельности. Следует отметить, что представители некоторых деловых кругов в целях получения прибыли используют такие средства как подкуп, взятки и т.п. Кроме того, при заключении сделок могут быть нарушены моральные принципы, например, при решении некоторых экологических задач (постройка очистных сооружений и т.п.). Однако существует и другой взгляд на эту проблему. Представители такого подхода считают соблюдение и выполнение этических норм при ведении бизнеса не только важным, с точки зрения ответственности перед обществом, но и необходимым условием для эффективности производства.