§ 2. Идеология

"Ждановщина". Усиление гнета произошло и в области идеологии. Вторая половина 1940-х гг. ознаменовалась рядом громких идеологических кампаний в области литературы и искусства, вошедших в историю под названием "ждановщина" - по имени Жданова, в 1947-1948гг. заведовавшего Управлением пропаганды и агитации ЦК.

Андрей Александрович Жданов (1896-1948). Сын рано умершего мариупольского инспектора народных училищ. Образование среднее. В партии с 1915 г., но активную деятельность начал в 1917 г., в армии. Служа прапорщиком в запасном пехотном полку, он был избран в Совет солдатских депутатов, и уже к 1922 г. дорос до председателя Тверского губисполкома. Благодаря сталинской протекции с 1924 г. - на партийной работе (в губкоме ВКП (б) Нижегородской области). В 1930 г. Жданов - член ЦК. С 1934 г. - секретарь ЦК, а после убийства Кирова - еще и секретарь Ленинградского обкома и горкома партии. На этом посту активно участвовал в репрессиях. В начале войны, по некоторым свидетельствам, у него произошел нервный срыв, так что жизнью блокадного Ленинграда руководил его заместитель А. А. Кузнецов. После прорыва блокады Ленинграда Жданов был снят с должности секретаря Ленинградского обкома; в ЦК его сделали ответственным за идеологическую работу.

Первыми подвернулись под горячую руку писатели. В 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" (издававшихся в Ленинграде). В нем журналы были раскритикованы за предоставление своих страниц "таким пошлякам и подонкам литературы", как М. Зощенко и А. Ахматова. Их обвиняли в сочинении идеологически вредных безыдейных произведений.

"ЦК ВКП (б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся совершенно неудовлетворительно. В журнале "Звезда" в последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание Злостно-хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезды" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь, как "Перед восходом солнца", оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик".

Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе".

Речь не идет о каком-либо призыве к неповиновению властям - просто строгий цензор не увидел в их сочинениях ничего такого, что могло бы служить делу воспитания советской молодежи в духе патриотизма и коммунизма.

Вскоре начался поход партии в искусство. Во всех его отраслях - музыке, театре, изобразительном искусстве - развернулась борьба с "формализмом". Этим понятием обозначались течения, которые не нравились партийным чиновникам - например, работы абстракционистов. По каждому направлению "формалистов" принимались специальные постановления ЦК партии, выдержанные в разгромных тонах. В частности, критике подверглись такие известные и тогда, и позже композиторы, как С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.

С 1948 г. развернулась борьба с "безродными космополитами" и "антипатриотическими группами". Этими понятиями обозначались евреи, у которых как раз в это время появилось свое государство (Израиль), причем государство, настроенное проамерикански. Был закрыт ряд еврейских изданий, еврейский театр, арестованы (двое самых влиятельных - убиты) члены Еврейского антифашистского комитета, в годы войны собиравшего для победы средства с евреев всего мира. По делу ЕАК арестовали более двухсот человек, из них 13 в 1952 г. расстреляли.