§ 2. Аграрная реформа столыпина

В соответствии с ключевым актом аграрной реформы Столыпина - указом 9 ноября 1906 г. "О дополнении некоторых постановлений действующего Закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования", каждому домохозяину, "владеющему надельной землей на общинном праве, требовать закрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части земли". Выйдя из общины, крестьянин мог получить земельное владение в виде отруба (в пределах села) или хутора, но уже за его пределами. Следовательно, Указ разрушал крестьянскую общину изнутри за счет выделения из нее некоторой части крестьян с землей. Для крестьян, вышедших из общины, он узаконил частную собственность на землю, поощрял создание фермерских, т. е. производящих товарный хлеб, хозяйств, не посягая на помещичье землевладение. Эти положения Указа легли в основу аграрного законодательства Столыпина. За исключением отдельных и несущественных поправок, законопроект о землеустройстве был одобрен III Государственной Думой и утвержден царем 14 июня 1910 г. В дополнение к нему 29 мая 1911 г. был издан еще один Закон о землеустройстве, который способствовал усилению преобразовательных процессов в стране.

Важную роль в проведении аграрной реформы призван был сыграть Крестьянский банк, который скупал землю у помещиков и перепродавал ее в кредит крестьянам.

Одно из направлений аграрной реформы - переселение крестьян на казенные земли в малообжитые азиатские районы России. Переселенческая политика играла двойственную роль: способствуя развитию капитализма вширь в новых районах, она сдерживала его развитие вглубь, замедляя ликвидацию крепостнических порядков в центре России. Главная цель правительства - разрядить атмосферу в России, переместив наиболее ожесточенную часть населения на окраины, преимущественно в Сибирь. Правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцы могли рассчитывать на кредиты, суммы которых выросли по сравнению с 1904 г. в 4 раза.

Итоги аграрной реформы. Крестьяне закрепляли за собой в собственность землю, которой раньше пользовались на основе общинного права, и выходили из общины. К 1916 г. из нее выделилось 1,5 млн, или 22 %, из всех крестьянских хозяйств России. Больше всего крестьян вышло из общины в 1908-1909 гг. Это были наиболее предприимчивые и способные организовать личное хозяйство. К 1 января 1917 г. новое участковое землевладение на бывшей надельной и купленной с помощью Крестьянского банка земле, а также на казенных землях составило 10,5 % всех крестьянских дворов.

Крестьянские хозяйства носили в основном натурально-потребительский характер. Но уровень их товарности неуклонно рос. Центр тяжести сельскохозяйственного производства перемещался на крестьянское хозяйство. За время действия аграрного законодательства крестьяне выкупили у помещиков 9,6 млн га земли и производили перед Первой мировой войной 92,6 % совокупного продукта земледелия и животноводства, а помещики - только 7,4 %.

Важным итогом реформы стал рост кооперации. Именно кооперация, не затрагивая основ крестьянского хозяйства, постепенно выделила такие отрасли хозяйственной деятельности, как первичная обработка сельхозпродуктов, их сбыт, закупка товаров промышленного производства, предоставление дешевого продукта, организация прокатных пунктов и т.д. Через нее крестьянство с выгодой для себя включалось в общую систему народного хозяйства и выходило на общероссийский и даже на мировой рынок. Кооперация исподволь ослабляла влияние общины на крестьянина, поощряя самостоятельность, инициативу. К 1914 г. в российской деревне появились тысячи агрономов и кооператоров, земских статистиков, в вузах велась подготовка специалистов для сельского хозяйства.

Вместе с тем земельная реформа Столыпина стимулировала капиталистическое развитие, что привело к расслоению крестьянства. Наряду с зажиточными крестьянами из общины выходили бедняки и городские жители из крестьян, имевших в деревне наделы, которые теперь можно было продать. Распродав свои земли, массы бездомных и безработных угрожали новыми социальными потрясениями. За 1908-1915 гг. 53 % крестьян, вышедших из общины, продали свою землю. Многие из бедняков составили армию переселенцев. Далеко не у всех сбылись надежды. Около 500 тыс. переселенцев, испытывая колоссальные тяготы, теряя своих близких, вернулись на прежнее место. Те же, кто остались, не всегда становились владельцами собственных хозяйств. Разоренные вконец, они пополняли население городов, нанимались в батраки к местным домохозяевам.

Столыпину не удалось создать новый социокультурный слой - крестьян-собственников, ему просто не хватило на это времени. Но в целом аграрная реформа имела прогрессивное значение, поскольку способствовала росту производительных сил в земледелии. За время реформы в сельском хозяйстве страны произошли заметные сдвиги. Посевная площадь увеличилась с 1900 по 1913 г. на 10 %. Валовой сбор зерна вырос с 1900 по 1913 г. в 1,5 раза, а технических культур - в 3 раза. На Россию приходилось 18 % мирового производства пшеницы, 52 % ржи. Она поставляла 25 % мирового экспорта зерна, что было больше поставок США, Канады и Аргентины, вместе взятых. Таким образом, важнейшим следствием аграрной реформы стало значительное повышение товарности сельского хозяйства, возросла покупательная способность населения.

Однако П. А. Столыпин не смог разрешить коренного вопроса о земле. Самодержавие по-прежнему опиралось на консервативные слои помещиков. Это не могло не сказаться на позиции буржуазии, которая объективно должна была войти в стан противников существующего строя.

Правительственная программа Столыпина предполагала также комплекс мер по перестройке местного самоуправления, народного образования. Предусматривалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза на выборах в земства, а также ликвидацию волостного суда крестьян, что должно было уравнять их в гражданских правах со всем остальным населением. Он считал необходимым введение всеобщего начального образования. Это отвечало бы потребностям индустриального развития страны и позволяло крестьянину повысить свой образовательный ценз, необходимый для представительства в земских органах управления. Для реализации свободы совести предполагалось провести реформу церкви. Все эти проекты реформ были нацелены на то, чтобы положить начало культурной революции в российской деревне. Именно такие меры, как повышение образовательного уровня крестьян, их широкое участие в местном самоуправлении, уравнение их в правах с другими слоями населения, послужили бы развитию частной и общественной предприимчивости. Однако проекты предполагаемых реформ были отклонены Государственным Советом. В итоге попытки Столыпина подвести социально-экономический фундамент под предложенную "сверху" альтернативу революции - ограничение монархии вместо ее свержения - провалились.

Трагична личная судьба П. А. Столыпина. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен Д. Богровым, анархистом-революционером и агентом царской охранки.