методические рекомендации для подготовки сообщений.

Основные термины и понятия: "советское движение", освобожденные районы, "северный поход", новая демократия, чжэнфын. (Чжэнфэн–正风zhèngfēng).

При освещении первого вопроса показать противоречивость социально-политической обстановки в стране после 12апреля 1927 г.; проанализировать причины, приведшие к расколу национального фронта, поражению КПК и приходу к власти гоминьдановской группировки Чан Кайши. Раскрывая взгляды руководства Гоминьдана и Коммунистической партии, охарактеризовать их содержание, связь с традициями, показать степень соответствия объективным потребностям достижений суверенитета и модернизации Китая.

При подготовке второго вопроса, посвященного "советскому движению", следует вспомнить, какое противоречивое влияние оказали советская Россия и Коминтерн на революционное движение в Китае; выбор КПК форм и методов реализации своих задач. Выявить причины, по которым взаимодействие Гоминьдана и КПКвылилось преимущественно в военные столкновения и фактически переросло в длительную гражданскую войну с привлечением противоборствующими сторонами военно-политической, экономической, идеологической помощи иностранных держав. Уместно вспомнить, какое значение имели в политической жизни Китая военно-административные факторы, какое влияние они оказывали на политику Гоминьдана и КПК. При изучении "советского движения", "северного похода" Красной Армии полезным будет обращение к соответствующей карте атласа по новейшей истории. Следует также выявить причины левизны в КПК, борьбы гоминьдановцев и коммунистов за влияние в сельских районах страны.

Раскрывая содержание третьего вопроса, следует показать, как постепенно, мучительно и сложно, под влиянием нарастания угрозы потери независимости в результате усиливающейся японской агрессии в китайском обществе шел процесс формирования единого национального фронта. Охарактеризовать эволюцию позиций различных социальных и политических сил, роль деятелей культуры. Показать противоречивость складывающегося единого национального антияпонского фронта, значение позиции великихдержав, противоборство в руководстве Гоминьдана и КПК по вопросам единого фронта. Сравнить "первый национальный фронт" середины 1920-х гг. со вторым, сложившимся в 1935–1937 гг.

В ходе работы над четвертым вопросом, используя соответствующие карты атласа по новейшей истории, показать основные районы боевых действий, выяснить роль китайского фронта во Второй мировой войне, показать значение западной и советской помощи национально-освободительной войне китайского народа. Выявить тенденции сотрудничества и противоборства Гоминьдана и КПК в ходе войны Канчжэнь, показать их политику в "своих" районах, реакцию на маневры японской дипломатии, взгляды на перспективы дальнейшего развития страны. Определить значение фактора политического лидерства в развитии Гоминьдана и КПК, обсуждая персоналии (Чан Кайши и Мао Цзэдун).