Вопросы для индивидуального собеседования

1.    Наука как вид знания и социальный институт. Научные сообщества.

2.    Наука как форма культуры, ее положение в системе культуры. Разграничение сфер (демаркация) науки, философии и религии.

3.    Понятие научной картины мира и научной парадигмы.

4.    Техника как социокультурное явление.

5.    Личность ученого: психологический и социально-культурный портрет.

6.    Позитивизм XIX в.: оформление первой теоретической модели науки.

7.    Модель науки К. Поппера и принцип фальсификационизма.

8.    Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

9.    Методологический анархизм П. Фейерабенда.

10.Теория научных революций Т. Куна.

11.Культура античной Греции и зарождение первых форм теоретической науки.

12.Древнегреческая математика. Пифагорейско-платоновская научная программа: философско-религиозные истоки математики. Эвклидова геометрия.

13.Аристотель – систематизатор естественно-научного знания. Аристотелевская картина мира.

14.Место и особенности техники в античной культуре.

15.Место науки в средневековой культуре. Аристотелевско-птолемеевская картина мира.

16.Роль церкви и университетов в сохранении и развитии научных знаний. Схоластика как школа научной мысли.

17.Расцвет арабо-мусульманской науки и ее влияние на возрождение науки Европы.

18.Уровень технологического развития и отношение к технике в Средние века.

19.Социокультурные основания науки Нового времени (XVII–

XIX вв.). Самоопределение новоевропейской науки в культуре – сциентизм.

20.Провозвестник классической науки Н. Коперник: гелиоцентри-ческая система.

21.Классическая механика и механистическая картина мира (Г. Галилей, И. Ньютон).

22.Представления о материи в науке Нового времени: атомизм XVII–XVIII вв.

23.Становление экспериментального естествознания. Ф. Бэкон.

24.Формирование парадигмы неклассической науки (1920 –

1970-е гг.) в связи с изменением представлений о материи в электродинамике и квантовой физике.

25.Теория относительности А. Эйнштейна о пространстве и времени и квантово-релятивистская картина мира неклассической науки.

26.Постнеклассическая парадигма: наука в условиях постиндустриального общества и культуры постмодерна (с 1970-х гг.).

27.Самоорганизация в природе и синергетическая картина мира.

28.Самосознание постнеклассической науки в культуре. Антисци-ентизм.

29.Становление техногенной цивилизации. Противоречивость современного научно-технического прогресса.

30.Человек, культура и современная техника в немецкой философии XX в. (О. Шпенглер, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

31.Теория мегамашины Л. Мамфорда: социальные основы техногенной цивилизации. Феномен технократического мышления.

32.Антропологическое измерение техники и технотронной эры.