Тест на тему «Техника как социокультурное явление»

1.  С чем связано осознание опасности технического развития:

а)  возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к ее надежности;

б)  масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;

в)  все перечисленное?

2.  Что означает термин «техника» в широком смысле слова:

а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;

б)  инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальная динамика;

в) все перечисленное?

3.  Какой аспект техники изучают технические науки:

а)  естественное измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника – природа»;

б)  инструментально-технологическое измерение, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»;

в)  индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника – человек»?

4.  Какой аспект техники изучает культурология:

а)  «техника – социокультурный мир»;

б)  «техника – социальное бытие»;

в)  «техника – человек»?

5.  Кто из исследователей в своей работе «Основы философии техники» проложил начало исследованию техники как особой области философского знания:

а)  К. Ясперс;

б)  К. Маркс;

в)  Э. Капп?

6.  Какие исследователи развивали экзистенционалистскую интерпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного пространства:

а)  М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет;

б)  Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;

в)  Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд?

7.  Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана, одним из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в начале XX в.:

а)  А.Н. Туполев;

б)  П.К Энгельмейер;

в)  П.Л. Чебышев?

8.  В чем заключаются социокультурные черты техники:

а)  она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;

б)  она есть средство, изменяющее самого человека;

в)  все перечисленное?

9.  Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как:

а)  объект, знание, процесс изобретения;

б)  искусность и мастерство;

в)  расширение человеческих возможностей.

10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том, что она служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков:

а)  техника как социокультурная ценность;

б)  техника как степень совершенства способа деятельности;

в)  техника как степень развития человека?

11. Какой подход к происхождению техники выделяет естественно-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил:

а)  натуралистический;

б)  волевой;

в)  рациональный?

12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники:

а) инженерия представляет один из инстинктов человека;

б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие;

в)  техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.

13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим истокам возникновения техники:

а)  человек – существо разумное (Ноmо Sарiens), преобразующее (Homo Faber);

б)  информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства;

в)  все перечисленное?

14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения техники:

а)  техника возникает на фоне общего социокультурного развития;

б)  техника возникает как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;

в)  все перечисленное?

15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и тех­ники в античную эпоху:

а)  техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода;

б)  техника стояла выше науки;

в)  наука и техника не пересекались?

16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику:

а)  как противостояние природе;

б)  как продолжение природы;

в)  как нечто, существующее независимо от природы?

17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственностью:

а)  в возникновении позитивных личностных качеств: предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;

б)  в возникновении негативных личностных качеств: холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;

в)  все перечисленное?

18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на формирование личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами:

а)  Ю. Лотман;

б)  X. Ортега-и-Гассет;

в)  А. Гелен?

19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а)  эволюция техники не зависит от социальных и политических систем и других социокультурных оснований;

б)  техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в)  все перечисленное.

20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта:

а)  человек – природа;

б)  человек – техника;

в)  человек – культура?