Методические рекомендации

Формирование неклассической парадигмы в науке связано с научной революцией, произведенной открытиями новых явлений в физике: электромагнетизма, радиоактивности, кванта. Открытие электромагнитных волн (Г. Герц), коротковолнового электромагнитного излучения (К. Рентген), радиоактивности (А. Беккерель). Усложнение представлений об атомарном строении вещества в XIX – начале XX в. и становление корпускулярно-волновой концепции материи. Открытия в области электрического и магнитного полей М. Фарадея и Дж. К. Максвелла. Замена механистической картины мира на электромагнитную картину мира. Открытие электрона Дж. Томсоном: электромагнитная модель атома. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Введение термина «квант» М. Планком. Квантовая теория строения атомов Н.Бора. Установление непригодности законов классической механики в микромире. Л. де Бройль о двойственной, корпускулярно-волновой природе элементарных частиц.

Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна – это обоснование релятивистской концепции пространства и времени. Относительность (релятивизм) и неоднородность пространства и времени. Нестрогий детерминизм. Динамические и статистические закономерности в изучаемых процессах. Зависимость процесса познания от установок ученого и средств познания. Размытие принципа объективности в науке на уровне микрообъектов: зависимость результатов исследования от самого субъекта.

Для раскрытия третьего вопроса прежде всего необходимо остановится на ключевых терминах темы и ответить на ряд вопросов: каковы фундаментальные признаки постиндустриального общества? когда и где зародилось постиндустриальное общество? какие из современных стран относятся к этому типу общества? Следует обратить внимание, что в качестве равнозначного термина также используется понятие «информационное общество» (теория «трех волн» Э. Тоффлера). Культура, которая сложилась в рамках постиндустриального общества именуется постмодерном. Что означает этот термин? Философия постструктуралистов как идейная основа постмодернистской культу-

ры (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр). Критика логоцентризма западно-европейской культуры и отказ от «метанарративов»

(Ж.-Ф. Лиотар). Основные характеристики постмодерна, его отношение к культурному наследию: равноправие всех культурных традиций, относительность (релятивизм) истины, плюрализм, децентрация и мозаичность культуры. Проявление во всех сферах культуры: постклассическая философия, новое искусство, постнеклассическая наука и пр.

Ведущая роль синергетики и других новейших дисциплин в складывании постнеклассической парадигмы. Теория самоорганизации в открытых неравновесных системах и синергетическая картина мира. Междисциплинарный характер синергетики. Методологические истоки: теория самоорганизации Г. Хакена, теория диссипативных структур И. Пригожина, теория катастроф Т. Рене. Хаосомность бытия – первичность хаоса перед порядком. Понятие бифуркации (полифуркации). Усиление квалитативной тенденции в понимании реальности: многомерность и разнородность мира. Материя как спонтанная активная субстанция. Бытие как становление и незавершенность. Новая трактовка причинно-следственной связи. Преобладание статистических закономерностей над динамическими. Отказ от строгого (лапласовского) детерминизма. Роль вероятности и случая в процессах самоорганизации. Принцип глобального эволюционизма.

Новое самоопределение науки в культуре – антисциентистские тенденции (реабилитация других видов знания, отказ от монополизации истины наукой). Идея обусловленности научного познания социокультурным контекстом. Отказ от поиска абсолютных истин. Плюрализм и равноправность различных точек зрения в решении научных проблем.