Методические рекомендации

Среди исторических и социокультурных предпосылок рождения новоевропейской науки необходимо обратить внимание на следующие. Процесс углубляющейся секуляризации культуры с эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.). Постепенное избавление философии и науки от опеки церкви и религии. Реформация католической церкви и формирование протестантизма. Демократичность и индивидуализм протестантизма: принципы священства всех верующих (отказ от церковной иерархии и священников) и спасения личной верой. Принцип исключительного авторитета Библии, т.е. свобода толкования Священного Писания. Новое соотношение веры и знания, важность познания природы в протестантизме. Самостоятельная роль мирского. Труд как мирская аскеза. Ориентированность на практическую деятельность как предпосылка становления экспериментально-математического естествознания. 30-е гг. XIX в. – рождение философской школы позитивизма. Учение О. Конта о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества: религиозной, философской и позитивной. Борьба с метафизикой (философией) и другими видами знания с позиции крайнего научного эмпиризма. Сциентистский проект науки: выдвижение позитивного знания в качестве фундамента культуры. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона – первая сциентистская утопия.

Каноник католической церкви Н. Коперник – провозвестник новоевропейской науки. Трактат «О вращении небесных сфер». Проект новой научной программы, подрывающей физику и космологию Аристотеля. Гелиоцентрическая астрономическая система и ее историческая судьба.

Личности Г. Галилея и И. Ньютона – творцов классической механики. Понятие закона в механике Галилея. Галилей как основатель математического естествознания – перенесение законов математики на динамические процессы. Тезис «книга природы написана языком математики». Закон инерции. Основоположения и фундаментальные принципы классической механики. Отрицание иерархичности космоса (дихотомии «небесного» – «земного»). Механистическая картина мира: мир как сложный механизм («часы»). Понимание причинно-следственной связи явлений. Строгий детерминизм – «демон» П. Лапласа. Субстанциальное понимание пространства и времени. Абсолютное пространство и время и принцип дальнодействия Ньютона. Философские и религиозные корни классической механики. Влияние идей герметической эзотерики, средневековой алхимии и кембриджского платонизма на творчество Ньютона.

Развитие представлений о материи в науке Нового времени – возрождение античного атомизма. П. Гассенди, И. Ньютон, Р. Декарт об атомарном строении вещества. Понятие материи у Г. Галилея. Атомистическая теория движения Х. Гюйгенса. Р.И. Бошкович: атомы как центры силы.

Начало традиции экспериментального естествознания в средневековой науке: Р. Бэкон. Роль эксперимента в физике Г. Галилея и И. Ньютона. Ф. Бэкон – основатель опытной науки. Разрыв со схоластикой и новая классификация наук. Эмпиризм как философско-методологическая установка бэконовской науки. Учение об индукции. «Знание – сила». Практическая ориентация научного знания. Союз науки и техники.