Методические рекомендации

Теоцентричный характер средневековой культуры. Первичность теологии перед философией и наукой. Проблема соотношения веры и разума, сфер религиозного и научного знания в христианском богословии: Тертуллиан, А. Августин, П. Абеляр. Концепция «двух истин» Ф. Аквинского. Формулировка «двух истин» в интерпретации У. Оккама. Аристотелевское разделение космоса на небесный и земной («надлунный» и «подлунный») мир. Надлунный мир как воплощение вечного порядка и неизменных движений. Непостоянство и изменчивость подлунного мира. Жесткий водораздел между математикой, изучающей идеальные объекты (в том числе движение небесных тел надлунного мира), и физикой. Аристотелевская классификация причин: материальная, движущая, формальная и телеологическая (целевая). Геоцентриче-ское представление о космосе.
Школьность средневековой культуры. Монастырские школы как хранители естественно-научных знаний. Университеты – центры учености. Концепция университета и история основания европейских университетов. «Материнские» университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Классификация наук: тривиум (гуманитарный) и квадривиум (естественно-научный) циклы. Роль церкви в учреждении университетов. Схоластика – «школьное богословие». Диалектическая и логическая аргументация в схоластике. Примирение аристотелизма с церковным учением. Отделение теологии от науки и философии Альбертом Великим. Рационалистический схоластический реализм Фомы Аквинского.
Восприятие греческих и индийских знаний арабами. Подразделение наук на арабо-мусульманские и «иноземные». Переводческая деятельность. «Дом мудрости» в Багдаде при халифе Аль-Мамуне. Знакомство европейцев с сочинениями Платона и Аристотеля через арабские переводы. Математика и астрономия в арабском халифате. Аль-Хорезми (Алгорисмус): введение индийских цифр и становление алгебры. Усвоение наследия Птолемея и разработка арабской астрономии. Астрономические таблицы Аль-Баттани. Составление Толедских планетарных таблиц Аль-Заркали. Обсерватория Тимура Улугбека. Оптические исследования Ибн аль-Хайсама (Альхазен). Арабо-му-сульманская алхимия. Медицинские исследования Ар-Рази. «Канон медицины» Ибн Сины (Авиценны). Влияние арабо-мусульманской науки и техники на европейскую цивилизацию.
Экономические, социальные и культурно-мировоззренческие причины низкого технологического уровня развития средневековой Европы. Ментальность средневекового человека: консервативность и отвращение к новшествам, стремление к покою. Трактат Теофила
«О различных ремеслах»: пределы применения техники. Техническое умение как Божий дар. Преобладание ручных орудий над механизмами. Средневековое ремесленное производство. Архитектура. Появление пороха, бумаги, часов, компаса и других изобретений.