Методические рекомендации

О. Конт и рождение философской школы позитивизма: концептуальная основа для возникновения первых теоретических моделей науки. Идея трех стадий интеллектуальной эволюции человека: религиозной, метафизической и позитивной. Наука как исключительно эмпирическое знание. Новая версия соотношения науки и философии: опровержение метафизики. Стадии развития позитивизма. Логический позитивизм и принцип верификации. Программа построения искусственного абсолютно точного языка. Атомарные и молекулярные высказывания в качестве единиц научного языка.

Идеологическое и научное мышления. Концепция фаллибилизма: неизбежная субъективность знания и конвенциональность научной истины. Принципиальная открытость научного знания для критики. Процедура «фальсификации» как основной стимул научного прогресса. Недостатки попперовской модели динамики научно-исследовательско-го процесса: недооценка социокультурных детерминант, абстрактность субъекта научного познания, слабый учет преемственности в развитии теоретического знания.

Понятие научно-исследовательской программы. Ее структура: «жесткое ядро», «защитный пояс» и система методологических правил (эвристик). Возврат метафизики в исследовательский процесс: центральное место философских принципов в научных теориях («жесткое ядро» как метатеория). Два этапа в развитии научно-исследовательс-кой программы: прогрессивный и регрессивный. Прогностическая функция как ведущий показатель прогресса научного знания. Преемственность и дискретность в научном познании с позиции И. Лакатоса.

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда под лозунгом «anything goes» («все допустимо»). Размытие границ между эмпирическим опытом и теоретическими заключениями. Идея плюралистичности методологических оснований научного знания. Антиномия консервативности научных сообществ и творческой свободы ученого. Равноправность различных видов знания и реабилитация религиозного, мифологического и других форм мировосприятия. Другие виды знания, психологический опыт, паранаука как возможные источники перспективных научных идей. Критика сциентистских притязаний современной науки.

Краткие биографические сведения о Т. Куне. Антикумулятивизм в теоретическом осмыслении науки как социокультурного явления. Научная парадигма и ее составляющие элементы. Многозначность реальности и идея обусловленности эмпирических данных социальными и культурными факторами. Схема развития научной парадигмы: «нормальная наука» – накопление аномалий – кризис парадигмы – смена парадигмы на новую (научная революция). Проблемы-«головолом-ки» – центр исследовательского интереса в период «нормальной науки». Отсутствие преемственности между парадигмами и их несоизмеримость.