Методические рекомендации

Наука – это один из видов знания, характеризующийся рациональностью, объективностью, эмпирической проверяемостью. Понятие эмпирического знания. Теоретический уровень научного исследования. Наука и квазинаука, антинаука, псевдонаука. Наука и обыденный опыт, его значение для научного исследования. Наука и мифология: иррациональные и рациональные стороны мифологического постижения мира. Мифологические элементы в науке. Формализованный язык науки и символический язык искусства. Художественно-эстетическое познание: эмоционально-чувственное и интуитивное постижение мира. Формирование логических норм научного мышления и профессиональных сообществ ученых в средневековых университетах. Общества экспериментаторов. Академии и научные общества XVII–XVIII вв. Лондонское Королевское общество развития естественных наук. Французская Королевская Академия наук. Возникновение дисциплинарно-организованной науки: научные сообщества и исследовательские институты XIX–XX вв. Научная элита. Нейтральность науки и «социальный заказ».

Культура и ее строение. Культурологическая концепция П.А. Сорокина о культуре как системе, состоящей из первичных («познавательных») и вторичных форм (этика, право, искусство, техника и др.). «Познавательные» формы культуры: наука, философия, религия. Три канала человеческого познания: эмпирический, рациональный и сверхрациональный (интуитивный). Их взаимодополняемость. Истоки гносеологии П.А. Сорокина: идея «верующего разума» в русской религиозной философии (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).

Научная картина мира как обобщение и схематизация основных достижений науки конкретного исторического периода. Общенаучная, естественно-научная, социально-гуманитарная картины мира. Социокультурная детерминация научной картины мира и ее обратное влияние на мировоззрение человека: культурный контекст и господствующее мировоззрение, т. е. система философских представлений (отрефлексированная и теоретически-оформленная часть мировоззрения эпохи) – научная картина мира – отрасли научного знания и частные научные дисциплины. Философские основы науки: научная парадигма – совокупность фундаментальных принципов, идей и концепций, разделяемых научным сообществом. Научная парадигма и научная картина мира: синонимы?

Определение техники: узкая и широкая дефиниции. Разные версии концептуального осмысления техники. Техника как продолжение естественных органов человека. Техника – искусственная природа, противостоящая человеку и естественной природе. Техника как мир овеществленных, материализованных понятий (П.А. Сорокин). Исторические этапы развития техники. Инженерная деятельность и ее взаимосвязь с научной деятельностью.

Интеллектуальные способности в структуре личности ученого. Типы ученых по классификации А. Эйнштейна. «Истинный научный интерес» и психологические, социальные, экономические аспекты мотивации. Социально-культурный портрет ученого в описании П. Фейерабенда. Особенности профессии ученого.