Тема 5. Искусство как явление культуры

1. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;

б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами куль­туры.

2. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) умственная.

3. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических пе­риодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;

г)  все перечисленное.

4. Какие функции выполняет искусство в культуре?

а) познавательную, ценностную;

б) релаксационную, функцию исторической преемственности;

в) все перечисленные.

5. Немецкий просветитель Г.Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

6. Какие существуют классификации искусства?

а) зрительные, слуховые, зрительно-слуховые;

б) пространственные, временные, пространственно-временные;

в) обе перечисленные.

7. X. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не являются;

в) все перечисленное.

8. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?

а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления чело­века в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

9. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?

а) кич – это нижние пласты массовой культуры;

б) кич – это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

10. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?

а) П. Сорокин;

б) X. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

11. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

12. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …, живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература;

б) музыка;

в) архитектура.