Тема 2. Системные характеристики и типология культуры

1. Структура культуры предполагает, что:

а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу;

б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта;

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование.

2. Какие можно выделить функции культуры?

а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникатив­ную, познавательную, информационную, символи­ческую, релаксационную;

б) рациональную и эмоциональную;

в) все перечисленные.

3. Синергетическая парадигма рассматривается как:

а) знаково-символическая модель культуры;

б) вариант циклической модели культуры;

в) комплексное научное направление, включившее в себя дости­жения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.

4. Разделение культуры на материальную и духовную:

а) представляется достаточно условным, так как многие явления и артефакты культуры можно отнести и к материальной, и к духовной культуре;

б) объективно эти части культуры не пересекаются;

в) не существует такого разделения.

5. Актуальность проблемы языка культуры связана:

а) с проблемой понимания;

б) с проблемой диалога культур;

в) с проблемой осмысления культуры;

г) все перечисленное.

6. Какие артефакты культуры в рамках современной герменев­тики можно отнести к текстам?

а) книги и рукописи;

б) архитектурные сооружения;

в) картины, скульптуры, интерьер;

г) все перечисленное.

 

7. Символ – это:

а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставле­ние предметного образа и глубинного смысла;

б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;

в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.

8. Что такое архетип?

а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями;

б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность;

в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного.

9. Что подразумевает понятие «инкультурация»?

а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;

б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;

в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

10. Типологизация культуры – это:

а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;

б) характеристика различных культур;

в) типы различных личностей.

11. Основаниями типологизации культур могут выступать:

а) этнографические, пространственно-географические, хронологические критерии;

б) социальные критерии, по формам мышления и обмена информацией, ценностные критерии;

в) все перечисленные.

12. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он предлагает деление культур на аполлонические и дионисийские?

а) «Рождение трагедии из духа музыки»;

б) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»;

в)  «Россия и Европа».