6. Словарь основных понятий и терминов

Аккультурация – процесс и результат культурного взаимодействия, когда представители одной культуры перенимают традиции, ценности и нормы другой культуры.

Анимизм – вера в существование души и духов, культурная универсалия. По Э. Тэйлору, А. – «минимум религии», первая стадия ее развития.

Архетипы – формы коллективного бессознательного, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества. Согласно

К.-Г. Юнгу, А. выполняют функцию моделей духовной жизни и поведения.

Ассимиляция – поглощение одного народа другим, в ходе которого исчезает язык, национальное самосознание, культура национального меньшинства.

Биологический способ жизнедеятельности – тип жизни, присущий животным, осуществляющийся на основе генетически обусловленных образцов поведения и наследственно предопределенного реагирования на внешние условия.

Гендер – пол в социокультурном смысле, результат преобразования пола как биологического начала в род как социокультурную категорию.

Диффузионизм – направление в изучении культур, в центре которого – процесс заимствования элементов культуры, проникновения культурных черт из одного общества в другое, пространственные характеристики распространения культуры.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий аналогом другого объекта, свойства или действия. З. используется для приобретения, хранения, переработки и трансляции информации; с его помощью осуществляется общение индивидов и социальных групп между собой.

Игра – разновидность непродуктивной деятельности, смысл которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Инкультурация – вхождение человека в культуру, овладение этнокультурным опытом, специфическим для данной локальной культуры.

Интуитивное мышление – форма мышления, не предполагающая выделения последовательных этапов достижения конкретного результата; основана на мистическом озарении, интуиции.

Коллективные представления – способы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Согласно Э. Дюркгейму, К. пр. образуют совокупность верований и чувств, разделяемых членами конкретного сообщества и обладающих относительной самостоятельностью.

Культурная инновация – новация, порожденная внутренними причинами развития определенной социокультурной общности и инициативным творчеством отдельных авторов.

Культурный релятивизм – утверждение равноправия различных типов культур, подчеркивание уникальности, самобытности локальных культур. Каждая культура должна пониматься исходя из присущих ей систем ценностей.

Культурный способ деятельности – особый способ жизнедеятельности, характерный для человека. Выражается в отсутствии доминирования генетически заложенной программы развития. Действия человека определяются механизмом целеполагания, разворачивающимся посредством идеально-планирующей функции мышления. Особенностью К. сп. д. является вынесение вовне продуктов культурного взаимодействия, овеществление идеальных образов.

Личность – культура и система общественных отношених, отраженные в мышлении и поведении индивида.

Логическое мышление – форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях. Согласно

Л. Леви-Брюлю, л. м. – форма мышления, доминирующая в современном цивилизованном обществе.

Магия – обозначение обрядов, связанных с верой в возможность сверхъестественного воздействия человека на свое природное и социальное окружение ради достижения определенных целей.

Менталитет – относительно целостная совокупность мыслей, верований, установок, созидающая картину мира и лежащая в основе определенной социальной общности и культурной традиции.

Монотеизм – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге.

Новация – изменчивая часть культуры; элементы культуры, возникающие в связи с изменением условий ее существования, специфики ее развития; способ обновления культуры.

Обряд – сложная форма ритуального поведения; культ; совокупность определенных действий, которые направлены на сохранение и утверждение особо значимых для членов данного общества ценностей и смыслов.

Обычай – наиболее простая форма ритуального поведения; традиционный тип социокультурной регуляции деятельности, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для членов данного коллектива. О. подразумевает неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам поведения. 

Политеизм – форма религиозных верований, основанная на почитании множества богов.

Ритуал – церемонии, действия, способ и порядок исполнения которых строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. Р. носит символический характер; он играет важнейшую роль в обеспечении сплоченности членов общества.

Символ – условное (предметное или словесное) замещение какого-либо явления или события, обычно обладающего сложным и многообразным смысловым содержанием. С. не подразумевает прямого указания на замещаемый объект; употребление С. предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченное значение или целый спектр значений, условно связываемых с этим объектом.

Социокультурные институты – социальные институты, регулирующие развитие культуры в конкретном обществе.

Социализация – овладение особым способом действия, специфическим для человека, общечеловеческим опытом.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на совершение определенных действий, произнесение слов, употребление каких-либо предметов; самая могущественная разновидность социального запрета, нарушение Т. карается сверхъестественными силами. Т. – основа формирования культурных и религиозных норм.

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство, существующее между определенной группой людей и определенным видом материальных предметов, чаще всего животных, реже – растений и неодушевленных предметов; отождествление родового коллектива с «тотемом».

Традиция – устойчивая часть культуры; элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению в относительно неизменном виде; способ сохранения культуры.

Фетишизм – вера в то, что определенные неодушевленные предметы обладают сверхъестественными свойствами.

Функционализм – направление в изучении культур, в центре которого – выяснение функций каждого элемента культуры в контексте социокультурной целостности. 

Эволюционизм – наиболее раннее направление научного изучения культуры, в рамках которого реконструировался историко-культурный процесс, носящий эволюционно-прогрессивный характер.

Экзогамия – вид брачно-семейных отношений, исключающий половые отношения внутри первичной общественной группы.

Этос – система ценностей и идеалов, доминирующая в данной культуре и имеющая тенденцию контролировать поведение ее носителей.

Этноцентризм – система взглядов, базирующаяся на утверждении преимущества и уникальной ценности только одного типа культуры. В силу того что идеи и практики других культур воспринимаются в терминах собственной культуры, другие культуры оцениваются как низшие, недоразвитые, несовершенные по сравнению с отстаиваемым эталоном.

Здесь и далее приведены номера работ в списке литературы, рекомендованной для подготовки к настоящему семинарскому занятию.

   * При работе с литературой следует учитывать, что некоторые учебники и учебные пособия неоднократно переиздавались и, соответственно, темы и номера страниц в этих изданиях могут не совпадать с теми, которые указаны в списках литературы, рекомендованных для подготовки к семинарским занятиям.