Методические рекомендации

 

Понятие «архетип», вошедшее в науку о культуре благодаря аналитической психологии К.-Г. Юнга, активно используется сегодня целым рядом исследователей отечественной культуры. Юнг использует теорию архетипов для объяснения сущности мифологии, религии, искусства и других феноменов культуры. Расскажите об аналитической психологии. Чем отличается аналитическая психология от классического психоанализа З. Фрейда в трактовке бессознательного? Как соотносятся понятия «архетип», по Юнгу, и «комплекс», по Фрейду [1, с. 37–38; 2, с. 56–60, 62–65; 4, с. 39–42; 11, с. 46–50; 12; 13, с. 61–64, 385–386; 16; 17; 20 или 21]?

Понятие «архетип» часто используется в широком смысле как характеристика национальной культуры, ее традиций. В социологических исследованиях этнической культуры востребованным оказывается понятие «социальный архетип» – основа формирования ценностной структуры личности [10, с. 31–32]. Культурологи оперируют понятием «культурный архетип». Что такое «культурный архетип»? На базе каких теорий возникает концепция культурных архетипов? Как в рамках этой концепции интерпретируется культура [1, с. 38–39; 11, с. 55–59; 13, с. 385–389]?

Терминологический арсенал психологически ориентированного подхода к изучению культуры наряду с понятием «культурный архетип» включает понятия «менталитет», «национальная идентичность», «национальный характер». Дайте соответствующие определения [2,

с. 171–172; 8, с. 240–242; 11, с. 59–60; 13, с. 389–390]. Сопоставьте эти понятия с понятием «культурный архетип» и укажите различия между ними. Какие подходы к проблеме национального характера Вам известны [9, с. 254–268]? Как формируется национальное самосознание?

С функциональной точки зрения архетип есть исходная, архаичная форма адаптации сообщества к среде своего обитания. Природно-климатические особенности, географическая среда играют существенную роль в формировании национального культурного архетипа. В каком географическом регионе рождается русский этнос? Расскажите о том, как фактор природной среды отразился в русском национальном характере [6, с. 284–290; 11, с. 352–356; 13, с. 395–396; 19].

Религиозная жизнь народа – важнейший фактор формирования его психологических черт и духовных ориентиров. В истории русской культуры ключевую роль сыграло православие. Какие черты русской культуры сложились под влиянием православия [4, с. 267–269;

6, с. 284–290; 10, с. 109–121; 11, с. 362–368; 13, с. 391–394; 14]? Проследите, как связаны православие, в частности концепция «Москва – третий Рим», с процессом становления самосознания русского народа [9, с. 193–199]. Православие, однако, не в полной мере определяло духовную жизнь русского народа. Расскажите о роли язычества в истории русской культуры. Какие черты русского национального характера имеют, по Вашему мнению, языческие корни? В чем состоит специфика русских праздников [10, с. 151–155]? Какие формы приобретает религиозность в современной русской культуре[10, с. 194–199, 206–215]?

Как связаны русский культурный архетип и общественно-политическое развитие страны? Проанализируйте, какие социально-психологические установки доминируют в русском человеке по отношению к лицам, принадлежащим к «своему» социальному кругу, и к тем, кто находится выше и ниже на социальной лестнице [11, с. 358–362, 368–374; 13, 397–406]. Особое значение для русского человека имеет «конкретное общение», т.е. социальное окружение, избранное человеком для реализации собственных целей [10, с. 254–255, 257–261]. Одним из аспектов общественной жизни является государство. В России государство изначально противостоит человеку как враждебная ему сила. Почему так сложилось? В чем это проявляется [10, с. 68–73, 77–80]? Объясните, что такое «личностный статус» и какую роль он играет в функционировании русской культуры [10, с. 292–327, 340–342].

Какие ценности и психологические черты доминируют в традиционной и современной русской культуре [9, с. 241–252; 11, с. 368–374; 13, с. 401–406]? Проанализируйте особенности отношения русского человека к труду. Дайте характеристику русского национального характера [6, с. 291–319]. Расскажите о том, как соотносятся современная государственная идеология и основополагающие ценности русской культуры [10, с. 167–186].