Методические рекомендации

Понятие «цивилизация» появляется в античную эпоху, обозначая принципиальное отличие античного (цивилизованного) общества от варварского (нецивилизованного). Какой смысл приобретает это слово в век Просвещения? Какие разногласия в трактовке этого понятия отражены в работах французских просветителей ХVIII в. (Дидро, Руссо и др.)? Когда слово «цивилизация» начинает использоваться во множественном числе? Понятие «цивилизация», как и понятие «культура», включает в себя представление об искусственной «второй природе», о том, что сделано человеком, в противоположность природе естественной. Однако в различных концепциях эти понятия сталкивались, отождествлялись и противопоставлялись друг другу. Расскажите о том, как соотносят понятия «культура» и «цивилизация» европейские философы XVIII–XIX столетий [8, с. 344–346; 11, с. 9–14, 50–55]. Как эти понятия трактуются в работах отечественных мыслителей [11, с. 169–173; 14, с. 598–607]?

В XVII–XVIII вв. на фоне успехов, достигнутых в области науки и техники, формируется оптимистический подход к истории человечества. Философия истории Нового времени основана на идее прогресса. Дайте развернутую характеристику концепции прогрессивного развития человечества [8, с. 359–361, 368–371]. Однако в конце XIX в. набирает силу критика эволюционистских идей. Изменяется и предмет культурологических исследований. Ученые стремятся всесторонне изучать отдельные культуры, а не строить абстрактные схемы развития «культуры вообще». В качестве альтернативы теориям глобальной исторической эволюции человечества разрабатываются циклические теории культурного развития, в рамках которых описываются последовательные фазы развития конкретных культур. Эти теории получили название «теории локальных цивилизаций». Объясните, какие аспекты исследования культуры вышли на первый план в данном типе исторических теорий.

Родоначальником циклических теорий в культурологии является русский ученый Н.Я. Данилевский. В книге «Россия и Европа» (1868) он, опираясь на аналогию между культурой и формами органической жизни, сформулировал основные законы исторического развития, которые «работают» на материале «культурно-исторических типов», или цивилизаций. Как соотносится введенное Данилевским понятие культурно-исторического типа с понятиями «культура» и «цивилизация»? Перечислите культурно-исторические типы, укажите принципы их выделения и фазы развития [1, с. 30–31; 2, с. 72–75; 3; 4, с. 133–134; 7, с. 32–33; 8, с. 374–376; 13, с. 62–64, 262–268; 14, с. 68–71; 18, с. 161–162; 22, с. 263–277]. Какие различия между культурами, по мнению Данилевского, носят фундаментальный характер? Почему он связывает будущее человечества со славянским культурно-историческим типом [8, с. 378–381; 13, с. 268–271; 14, с.70.]?

Противопоставление культуры и цивилизации, ставшее темой обсуждения в работах немецких авторов ХVIII–ХIХ вв., достигает своего апогея в книге О. Шпенглера «Закат Европы». Развернуто изложите тезис, согласно которому это противопоставление – целиком немецкая идея [7, с 28–31]. При подготовке к семинарскому занятию следует прочитать и составить конспект Введения к первому тому «Заката Европы» [24, с. 34–94; или 25]. Шпенглер стремился преодолеть механистический подход к истории, схематизм в рассмотрении истории культуры как единого процесса прогрессивного развития. Почему Шпенглер критикует концепцию «мировой истории» [11,

с. 23–24; 24, с. 49–61]? Сопоставьте две возможности человеческого миротворчества, которые выделяет Шпенглер, – мир как природу и мир как историю [12, с. 36; 13, с. 271–273; 17, с. 453–456; 18, с. 206–209; 21, с. 151–155; 24, с. 35–45]. Мировую культуру он трактует как совокупность независимых, замкнутых культур. «Великие народы» формируют уникальные культуры исходя из особенностей национального духа, лежащих в его основе глубинных символов. Какие «великие культуры» выделяет в потоке мировой истории Шпенглер? В чем заключается своеобразие стиля и «картины мира» в различных культурах [8, с. 386–402; 24]? У каждой культуры – собственный темп развития и отведенное время жизни, собственная жизнь и собственная смерть. Подобно живому организму каждая культура проходит несколько стадий развития. Каких? Содержательно поясните тезис Шпенглера, согласно которому цивилизация есть смерть культуры [8, с. 402–404; 16, с. 29–30; 18, с. 63–68; 24, с. 69–82].

Критический подход Шпенглера к современной цивилизации нашел многочисленных сторонников в России. В частности, с решительной критикой цивилизации и теории прогрессивного развития выступал русский философ Н.А. Бердяев. Как он характеризует цивилизацию и культуру [6, с. 10–12; 13, с. 246–247; 14, с. 598-599; 16, с. 32–33; 18, с. 47–51]? Английский историк А. Тойнби рассматривает цивилизации как различные типы локальных общностей с выраженной социокультурной спецификой. В чем состоит отличие в использовании понятия «цивилизация» Шпенглером и Тойнби [8, с. 409–411]? В рамках общей концепции развития культуры Тойнби принципиальное значение имело различие между цивилизациями и примитивными обществами. Почему? Опишите как, согласно Тойнби, приводится в действие механизм развития культур «Вызов-и-Ответ». Какие разновидности «вызовов» он выделяет [8, с. 412-415; 13, с. 290–291; 20, с. 106-142]? Какие стадии развития проходит каждая цивилизация? Тойнби указывает, что движущей силой общественного развития является элита, творческое меньшинство. Как происходит усвоение достижений элиты инертным большинством? Какую взаимосвязь обнаруживает Тойнби между историческим процессом и развитием религиозного сознания [8, 415–426; 20; 21, с. 193–195]?

Расскажите об известных Вам типологиях цивилизаций. Какие из них, по Вашему мнению, наиболее актуальны в контексте проблем современной России?