Методические рекомендации

Тема данного семинара продолжает разговор о традиции, начатый на предшествующем занятии. Соотношение понятий «ритуал», «обычай» и «обряд» неоднозначно. Нередко они используются как синонимы, однако многие исследователи разграничивают эти понятия. Выпишите соответствующие определения и сопоставьте их. Какое понятие более общее? Обоснуйте Вашу точку зрения.

Какие черты присущи ритуальному поведению в целом? Перечислите и объясните их. Основной акцент следует сделать на символическом характере ритуального поведения, ритуальной символике [9, с. 132–134; 25, с. 471–481; 33]. Как Вы понимаете противоположность знака и символа [11, с. 109–112, 115–118; 20, с. 199–201; 35]? Расскажите о том, как представления трансформируются в знаки и символы, как возникают знаки и символические объекты [20, с. 68–73]. Какую роль играет словесное выражение в ритуале [18] ?

Какую роль сыграла дилемма сакральное–профанное в типологии ритуалов [9, с. 135; 20, с. 170–171; 25, с. 13–14]? Опишите типологии ритуалов, разработанные Э. Дюркгеймом (позитивные и негативные ритуалы) и А. ван Геннепом (обобщение кризисных обрядов индивидуального жизненного цикла и календарных ритуалов в теории «ритуалов перехода»). Какие еще типологии ритуалов Вам известны? Какие функции выполняют ритуалы в жизни общества и человека [1; 9, с. 134–143; 19, с. 354; 26, с. 497–498]? Говоря о ритуале, следует иметь в виду, что именно ритуал формирует модель поведения человека в обществе и культуре, а также обеспечивает консолидацию коллектива. Ритуал имеет ключевое значение для понимания процесса формирования и развития культуры [16; 22; 27].

Обратите внимание на термин «табу», который нередко использовался исследователями для обозначения изначальной основы формирования культурных норм. Обращаясь к священным силам, предписывая страшные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычку контролировать собственное поведение. Рассматривая социум как систему ценностей, английский антрополог А. Рэдклифф-Браун, показывает, что объекты ритуального запрета (табу) выступают в качестве ритуальных ценностей, образуя тем самым базис ритуала. Происходит это либо в силу того, что объект табу важен с точки зрения интеграции личности и общества, что и обусловливает всеобщий интерес к нему, либо объект табу символически замещает объект, с котором связан этот важный общий интерес. Какие подходы к изучению ритуалов выделяет Рэдклифф-Браун [25, с. 421–438]?

Понятие «обряд» чаще всего выступает в качестве синонима понятия «ритуал». Соотношение этих понятий примерно такое же, как понятий «традиция» и «культура». Обряд можно рассматривать в качестве «ядра» ритуала. Особенно если речь идет о религиозных обрядах [31]. Важная тема – соотношение обряда и мифа. Какие точки зрения по данному вопросу Вам известны [17, с. 31–39]? Смысловое ядро важнейших в жизни общества обрядов непосредственно связано с космогоническими представлениями, мифом о творении [17, с. 202–212, 225–229; 32, с. 9–20]. Какие фазы ритуальных действий соответствуют этапам разворачивания космогонического мифа [6; 22, с. 298]? В настоящее время принято считать, что миф и обряд есть разные стороны одной медали, две формы выражения одной и той же символики. Обоснуйте эту позицию. Говоря об обрядах, лишенных религиозного содержания [12, с. 77], какой термин Вы предпочли бы: «обряд», «ритуал» или «церемония»?

Что такое обычай? Как соотносятся понятия «обычай» и «традиция» [23, с. 14–18]? Каких сфер жизни касаются обычаи [11, с. 165; 19, с. 354; 34]? Составьте таблицу, в которой зафиксируйте противоположности обряда и обычая как двух различных форм ритуала.

Игра, как и ритуал, многими культурологами рассматривается в качестве основы культуры. В каком смысле Й. Хёйзинга [13; 36] рассматривает игру как предпосылку происхождения культуры? Назовите основные признаки игры [14; 21, с. 39–40; 37]. Какие индивидуальные и социальные функции несет в себе игровая деятельность? Сопоставьте игру и ритуал, укажите их общие черты. Можно ли рассматривать игру как форму ритуала, «деградировавший ритуал»?