Методические рекомендации

 

Культура постоянно находится в движении: она возникает, развивается, распространяется в пространстве и во времени. Понятия «традиция» и «новация» (привести определения) используются для описания процесса развития культуры. Все движущееся (изменяющееся, развивающееся) предполагает наличие двух составляющих – того, что движется, сохраняя при этом относительное постоянство, и того, что двигает. Как эта схема движения может быть интерпретирована применительно к культурной динамике? Перечислите элементы, составляющие традицию [8, с. 577; 22, с. 13–14]. Некоторые исследователи настолько широко понимают традицию, что говорят о двух взаимосвязанных ее функциях: стабилизирующей и инновационной [22, с. 41–47]. Какие факторы, внутренние и внешние, обусловливают культурные изменения [3, с. 97–106; 4, с. 292–301; 5, с. 362–364]? Укажите основные способы культурных изменений [2, с. 86–88; 10, с. 150–151].

Традиции и новации тесно связаны друг с другом. В чем эта взаимосвязь проявляется? С чем связано закрепление или отторжение новых явлений в культуре? Какую роль в развитии культуры играет творческая деятельность ее носителей [9, с. 75–78; 20, с. 352–353; 21, с. 431–444; 27; 28]?

Однако в различных культурах удельный вес традиций и новаций неодинаков. Исходя из этого обстоятельства можно выделить две группы культур – традиционные и модернизированные культуры или, согласно иной терминологии, культуры западного и восточного типов. Приведите известные Вам примеры традиционных (восточных) и модернизированных (западных) социокультурных общностей, назовите принципиальные различия между ними [1; 4, с. 333–351, 379–403; 5, с. 212; 6, с. 37–40; 9, с. 147–150; 13; 19, с. 65; 21, с. 445–448, 533–536]. Сделайте акцент на различиях в подходах к личности в культурных системах Востока и Запада.

Дайте характеристику процесса модернизации в целом [6, с. 40–41]. Чем отличается органическая модернизация от неорганической с точки зрения культурной динамики [8, с. 363; 10, с. 170–171]? Какое влияние процесс модернизации оказывает на состояние культуры? Нередко модернизацию традиционного общества рассматривают как переход к гражданскому обществу. Как это отражается на мироощущении человека [4, с. 247–250; 12; 19, с. 15–16]? Анализируя развитие модернизированных культур, уделите особое внимание сфере технологий и роли инноваций, активному использованию в производстве последних достижений науки и техники [7]. Расскажите о том, что представляет собой русская культура в свете теории модернизации [1; 17, с. 12–17; 18; 19, с. 39–55, 99–101; 25].

Рассмотрите модели взаимодействия традиционного и «современного» общества [4, с. 463–468]. Если традиция выступает как ядро культуры, разрушение которого приводит к деградации и гибели культуры, а новации – это «защитный пояс» культуры, каковы последствия различного удельного веса традиций и новаций в процессе столкновения культур?