Изобразительное искусство

Вторая половина XIX в. – время расцвета русского изобразительного искусства. Интенсивно развиваются все жанры искусства: портрет, бытовой и батальный жанр, историческая живопись, пейзаж.

Портрет. В портретной живописи второй половине XIX в. наметились два направления.

Первое направление представляли И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов. Особенность его состояла в точном, непреукрашеном изображении лиц.

Представители второго направления К.Е. Маковский и др., стремились к приятности красок, эффективности освещения, к картинности постановки натуры и к красивости в подборе аксессуаров.

Оживление национального чувства, пробуждение сознания собственного достоинства дали мощный импульс развитию бытовой живописи. Жанровым картинам 60-х гг. был присущ обличительный характер, особенно это относится к картинам В.Г. Перова ("Сельский крестный ход на пасху", "Монастырская трапеза") и Г.Г. Мясоедова ("Земство обедает").

Батальная живопись второй половины XIX в. характеризуется углубленным психологизмом. Под солдатским мундиром художники-баталисты видели прежде всего человека. Войну все чаще стали изображать как преступное и кровавое дело (В.В. Верещагин "Апофеоз войны").

Пейзажная живопись второй половины XIX в. связана с именами художников Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, В.О. Поленова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи. Монументально-эпичес-кий пейзаж представлен полотнами И.И. Шишкина ("Лесные дали", "Рожь", "Корабельная роща"), лирический пейзаж разрабатывается И.И. Левитаном ("Вечерний звон") и др.

Историческая живопись во второй половине XIX в. делает решительный поворот к историческому прошлому своего народа. Это работы И.Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван", Н.Н. Ге "Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея") и др.