Методические указания

При подготовке данной темы следует обратить внимание на причины и следствия возникновения капитализма. Буржуазные революции. Образование национальных государств. Идея европоцентризма. Колониализм. Культурная программа «просвещенного абсолютизма». Рационализм и эмпиризм. Промышленный переворот. Становление техногенной цивилизации. Научно-техническая революция: формирование новой картины мира. Обособление науки от философии, религии и искусства. Создание фундаментальных научных теорий (математика, физика – Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль и др., астрономия – И. Кеплер, химия – Р. Бойль). Философия: зарождение метафизической системы. Основные направления в художественной культуре XVII века, их особенности в странах Европы (барокко, классицизм, реализм).

Эпоха Просвещения. Идеология Просвещения: вера в разум и моральное совершенствование человека. Учение об «естественном человеке». Идея прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. Идея политического плюрализма Ш. Монтескье: проблемы взаимоотношения закона и власти. «Декларация прав человека и гражданина» (1789): концепция права и свободы человека. Культурный релятивизм и универсализм просветителей. Мировое значение Великой французской революции.

Развитие промышленного капитализма и научно-технический прогресс. Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры конца XVIII – начала XIX века. Позитивизм как философия и как идеология. Романтизм. Возникновение национальных художественных школ. Реализм: критический метод, натурализм, отражение демократических тенденций. Модернизм как культурное явление. Культурный перелом на рубеже XIX –XX вв. Кризис рационализма.

Общие типологические черты европейской культуры: рационализм, индивидуализм, познавательная и преобразовательная активность, противопоставление человека и природы, единство личности, ее уникальность и суверенность. Динамический тип культуры.