Методические указания

При подготовке данной темы следует обратить внимание на сущность диахронного (исторического) подхода к периодизации развития культуры. Пять основных периодов развития мировой культуры.

·        Культура первобытного общества, или младенчество человека. Магический характер сознания первобытных людей. Зарождение религиозных культов и ритуалов. Создание первых произведений искусства (живопись, скульптура).

·        Культура древних цивилизаций, или детство человека.

Цивилизационная основа развития культуры. От магии к мифу: эволюция культурных представлений. Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим как пример этнолингвистической дифференциации культуры. Возникновение и развитие первых научных представлений. Эталонный характер произведений архитектуры и скульптуры в Древней Греции.

·        Культура средневековья, или отрочество человека.

Монотеистический характер религиозных представлений в эпоху средневековья (христианство, ислам, буддизм). Появление новых культурных центров: Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Духовное и интеллектуальное господство религии. Философия и наука: развитие в рамках церкви.

·        Культура Возрождения, или юношеский возраст человека. Возрождение идеалов и ценностей греко-римской античности. Религия: ослабление ведущих позиций. Гуманизм как главное идейное течение эпохи. Расцвет науки и искусства. Великие географические открытия.

·        Культура Нового времени, или взрослый возраст человека. Наука и религия в XVII веке: борьба титанов. Эпоха Просвещения XVIII века: рождение нового человека. Разум, наука, интеллект как главные ценности эпохи. Капитализм XIX века: приоритет материального начала. Сциентизм и вестернизация в культуре. XX век: человек в аспекте глобальных проблем индустриального и постиндустриального общества.