8.1. Портфолио как форма организации деятельности студента

При подготовке преподавателей русского языка как иностранного мы ввели такую форму организации деятельности студента, как портфолио. В современной методике термин портфолио[8]

появляется все чаще, поэтому мы сочли нужным посвятить ему отдельный разговор.

Портфолио может определяться как «коллекция работ студента, отображающая его участие в учебном процессе. Портфолио может служить свидетельством эффективности процесса обучения, мерилом его результатов для студента и механизмом установления обратной связи. Кроме того, портфолио помогает студентам работать сообща и сотрудничать с преподавателем»[9].

Принято считать, что использование портфолио позволяет:

· преподавателю – ознакомиться с достижениями студента, признать их значимость и дать им соответствующую оценку;

·   студенту – развить свою собственную личность и добиться дальнейших успехов благодаря росту мотивации, разнообразию форм поощрения и выработке более четких представлений о собственных успехах, недостатках и возможностях;

·   школам – определить общий потенциал своих учащихся и скорректировать в зависимости от этого учебные программы, формы и методы преподавания и организацию учебного процесса, чтобы способствовать развитию этого потенциала;

·   всем – представить в случае необходимости документированный отчет о работе[10].

По мнению некоторых исследователей (Саффкова, 2001), одной из главных причин введения портфолио в учебную практику является то, что оно служит инструментом для оценки процесса обучения. Мы считаем гораздо более важным качеством этой формы организации работы в данной специализации возможность создавать полную «методическую картину мира». Как пишут И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, портфолио могут быть полезны:

·   как инструменты (средства), используемые при обсуждении результатов обучения;

·   как возможность для рефлексии студентами собственной работы;

·   для подготовки и обоснования целей будущей работы;

·   как документ, в котором отражено развитие студента и результаты его самовыражения;

·   как демонстрация стилей учения, свойственных студенту, сторон его интеллекта и особенностей его культуры;

·   как возможность для студентов самим определять темы для портфолио;

·   как возможность для студентов рефлексии собственных изменений;

·   как возможность для учащихся самим установить связи между предыдущим и новым знанием[11].

Все названные возможности, на наш взгляд, могут быть представлены в разных комбинациях и в разном объеме – в зависимости от целей, которые мы ставим.

Важным шагом при введении портфолио в учебную деятельность студента является особое занятие, на котором: «… студенты знакомятся с портфолио – инструментом, который призван помочь им в овладении предметом. Мы обсуждаем, зачем собирать материал, говорим о различных подходах к работе с портфолио и предлагаем возможные форматы для организации материала в папках портфолио. Благодаря этим обсуждениям студенты постепенно осознают, насколько важен портфолио»[12].

Как верно замечают методисты, материал портфолио призван отобразить процесс обучения, он содержит конспекты лекций и самостоятельно прочитанного, размышления о различных проблемах, эссе и личные записи – комментарии к учебному, научному и фактическому материалу. По мнению Браун и Найт, «портфолио – это не бесформенная куча материала, и есть все основания сказать, что оценка выставляется не только за реальное содержание портфолио, но и за принципы отбора материала и умение их обосновать»[13].

Несмотря на то, что в портфолио входит материал, собираемый за все время освоения учебного курса (в соответствии с индивидуальностью и потребностями студента), в конце семестра студент, анализируя содержимое своего портфолио, принимает решение относительно систематизации материала на данном этапе. Таким образом, «собирая» содержание курса, студент понимает, что это не окончательный вариант, что при возвращении к портфолио в конце курса или семестра он определит окончательную структуру и состав портфолио.

Мы не согласны с теми, кто считает, что портфолио нужен, в основном, для анализа динамики успехов студента. Мы думаем, что портфолио есть эффективный инструмент организации самого процесса обучения, а не только оценка его итога. Кроме того, это прекрасный инструмент самооценки, рефлексии познавательной творческой деятельности. Хорошо, если эта самооценка осуществляется в виде аргументированного рассуждения.

Если при запуске портфолио говорить не о том, как мне, преподавателю, будет легко оценить деятельность студента, а о том, насколько самому студенту благодаря портфолио будут видны его собственные достижения, то мотивация к работе в таком формате существенно возрастает. Более того, студенты с радостью воспринимают новую форму работы, поскольку им предоставляется возможность в рамках устойчивого курса проявлять самостоятельный и творческий подход к материалу курса.

Прежде чем перейти к характеристике портфолио по специализации «Методика преподавания РКИ», мы хотели бы в подтверждение своих мыслей процитировать своих коллег из Педагогического колледжа Университета Массей (Новая Зеландия): «Правильно построенная работа с портфолио не только фиксирует достигнутые студентами результаты, но и поддерживает будущих учителей в их продвижении вперед»[14].

Добавить комментарий