Курс «планирование и организация учебного процесса по рки»

В названном курсе, который предваряет учебную практику, выполняется ряд самостоятельных работ. Мы приводим здесь возможные задания для этих работ.

1. Формулирование и постановка пяти методических задач с подробным описанием соответствующих этим задачам учебных действий (в виде таблицы).

2. Анализ любого реального урока неродного языка на предмет представленности в нем всех необходимых структурных компонентов (наличие обязательных высокочастотных и низкочастотных, а также факультативных компонентов). Вывод о композиции данного урока (в форме методического рассуждения, но без оценки).

3. Анализ любого реального урока неродного языка с точки зрения представленности в нем системы упражнений: их видов, типов, соответствия методическим задачам и учебным действиям (в форме методического рассуждения, но без оценки).

4. Разработка урока неродного языка на материале урока учебника (в виде подробного плана урока с ксерокопией соответствующего урока учебника).

5. Описание типа/типов преподавателей, создающих барьеры в общении ("Я сам", "Робот", "Монблан", "Китайская стена", "Тетерев", "Гамлет", "Приятель", "Локатор" (в форме эссе)).

6. Методический анализ прослушанных курсов по специализации "Методика преподавания русского языка как иностранного". Основные параметры оценки курсов:

·   содержание (его соответствие современным методическим представлениям, логика построения, связь с уже прочитанными курсами);

·   методика (форма проведения занятий (лекция/семинар), использование новых педагогических технологий, следование основным дидактическим принципам (наглядность, системность, научность, последовательность, соотношение теории и практики и т.д.), форма и вид контроля, способность преподавателя мотивировать слушателей курса (использование внешних и внутренних мотивов), психологический климат, уровень общения со студентами, возможные барьеры в общении и т.п.);

·   практическая ценность (насколько знания, полученные в данном курсе, помогли в практической деятельности (для работающих) или пригодились во время педагогической практики);

·   впечатления, оценки, пожелания, советы преподавателям, ведущим спецкурсы по специализации (с приведением аргументов, без комплиментов или неконструктивной критики).

Как видно из приведенных примеров контролирующих материалов (заметим еще раз: этими вариантами не исчерпаны возможности форм контроля, многое будет определяться характером и самой аудитории), от курса к курсу уменьшается доля вопросов первого уровня (вспомним таксономию Блума), возрастает доля заданий, предполагающих использование / применение студентами знаний.